Он слишком молодо выглядит, слишком удачлив, и слишком стремительной является его карьера. Неординарно всё то, что он делает. Это вызывает зависть и брюзжание со стороны недоброжелателей: «У него и фамилия слишком красивая, наверняка придуманная. Это всё не просто так: мальчишка работает на главных оперных сценах страны, издевается над классикой, как хочет, никто одернуть его не может! Кто-то его продвигает…»
От таких разговоров Василия Бархатова может защитить только работа, режессура постановок такого уровня, чтобы было понятно, что продвигает его собственный талант, а за спиной – убежденность в своих решениях, фантазия, любовь к музыке, культурная эрудиция и много ещё чего…
Василий Бархатов: биография и начало пути
Каждый знает, что почти у всех известных людей детство мало было связано с будущей профессией. Василий родился в семье журналистов в 1983 году. День рождения – 29 июля. В целом, его детство походило на детство рядового городского мальчишки. Как и все в районе, он играл, купался в реке, строил домики на деревьях, прыгал по гаражам. В общем, ничего примечательного. Тем не менее, его родители – интеллигенты, и поэтому считали, чтобы ребенок получил определенный «культурный минимум». Так мальчик попал в музыкальную школу. Изначально в качестве инструмента для Василия Бархатова выбрали гитару. По мнению мамы, это красивый предмет, который романтично смотрится. В ходе отборочного смотра стало ясно: мечтам родительницы не предстоит сбыться. Руки мальчика были короткими для гитары. Так он попал в класс балалайки. Среднее музыкальное образование он получил по этому инструменту.
Университетские годы
По окончании обычной и музыкальной школ, Василий Бархатов не планировал связывать свою жизнь с оперой. Тем более, с режиссурой оперы. Сам он объясняет свой выбор просто. Все изменила одна встреча. Звали ее Розетта Яковлена Немчинская, и была она профессором музыкальной части ГИТИСа. Встреча с будущей звездой произошла случайно: она отбирала на свой курс любых желающих, в то время как ее коллеги предпочитали людей с опытом. А Василия Бархатова в это время беспокоил вопрос, как откосить от армии. Он начал заниматься с Немчинской, и в возрасте 16 лет благополучно поступил на факультет режиссуры и мастерства.
Примечания
- [mikhailovsky.ru/press/news/opera_season_to_open_without_vasily_barkhatov/ Оперный сезон откроется без Василия Бархатова] // Михайловский театр, 8 сентября 2014 года
- [tvkultura.ru/article/show/article_id/24398 В Москве подвели итоги Года молодежи] // Телеканал «Россия-Культура», 17 декабря 2009 года
- [ria.ru/culture/20111108/483504663.html Фрейндлих и Басилашвили получили театральную премию «Золотой софит»] // РИА Новости, 8 ноября 2011 года
- [rutube.ru/video/6cd1ecefee6b603613e4eca07a247d62/ Треугольник — Василий Бархатов] // Третий канал, 5 февраля 2010 года
- [www.youtube.com/watch?v=O9QlTWH_brY Школа злословия — Василий Бархатов] // НТВ, 1 марта 2010 года
- [www.youtube.com/watch?v=Xf0GG1fyrjA Однажды с… Василий Бархатов Часть 1] // Первый канал. Всемирная сеть, 2011 год
- [www.youtube.com/watch?v=OjwxeFGqs3E Однажды с… Василий Бархатов Часть 2] // Первый канал. Всемирная сеть, 2011 год
- [rutv.ru/brand/show/episode/191392/viewtype/picture Навигатор. Апгрейд — Василий Бархатов] // Карусель, 2012 год
- [tvrain.ru/articles/vasilij_barhatov_bydlu_ne_mesto_v_opernom_teatre-329792/ Круглый стол — Василий Бархатов] // Дождь, 29 августа 2012 года
- [tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902/episode_id/182334 Главная роль — Василий Бархатов] // Культура, 28 ноября 2012 года
- [www.youtube.com/watch?v=qGNwJFCASh8 Лучший из миров — Василий Бархатов] // Золотая маска, 5 мая 2014 года
Начало работы
Несмотря на выбор факультета, парень втянулся и начал получать удовольствие от будущей работы. Еще будучи учеником обычной школы, он сделал ряд выводов по поводу театра. Основная мысль: нельзя силком заставлять посещать спектакли, тогда ни люди, ни актеры не получают удовольствие. Поэтому он чувствовал потребности в новой реализации классических идей, в новых формах классики, а также в постановках редких произведений. Иными словами, основной задачей театра, по его мнению, должна была стать такая работа, которая бы интриговала зрителей.
Первая постановка
Он часто говорит, что со времен организованных культпоходов школьников в оперный театр, когда залы наполнялись по обязательной разнарядке распределением билетов в учебные и трудовые коллективы, чувствует органическую непереносимость спектаклей, на которые зрителя можно загнать только насильно. Поэтому для постановок ему интересны редко исполняемые, неординарные произведения, а для классических опер ищутся новые идеи, новый взгляд, новая форма.
Первым музыкальным спектаклем Василия Бархатова стал «Дневник исчезнувшего» (2004), поставленный в «Геликон-опере» по вокальному циклу Леоша Яначека. Эта сцена часто предоставляется для дебютов молодым музыкантам, привлекая огромный интерес критики и публики. Так случилось и с постановкой 21-летнего режиссера, ставшего и художником-постановщиком этой мини-оперы. Такие спектакли принято называть нашумевшими.
Путь к Олимпу
Путь Василия Бархатова к славе и успеху был долгим. Это касается почти всех людей искусства. Всем им приходилось сильно трудиться, прежде чем мир признал их. В 2005 году он оканчивает ГИТИС и перед ним встает выбор, что делать. Первое место работы – Ростовский государственный театр.
Бархатов Василий, режиссер постановки дилогии «Директор музыки», привлек внимание Валерия Гергиева. Тот был работником Мариинского театра и занимался поиском постановщиков. В его мечтах был грандиозный проект по воплощению на сцене всего Шостаковича. Руководство театра благосклонно отозвалось о своем сотруднике, и Василий Бархатов попал на работу в Мариинку.
Дебютом на великой сцене стала работа «Москва-Черемушки». Эта небольшая оперетта появилась в 2006 году. После неожиданно была показана в Лондоне, где получила небывалую популярность. Гергиев в полной мере покровительствовал своему протеже, и Василий Бархатов продолжил работать как режиссер-постановщик. Следующей его работой стала почти никому не знакомая опера Яначека «Енуфа». Стоит сказать, что почти все постановки молодого человека были номинированы на театральные премии.
Чем так привлекательны постановки Бархатова? Эпатажем. Он привнес то, что не могли сделать до него, – новизну подачи идеи. Например, в нашумевшей постановке «Бенвутто Челини» был введен образ героя в старости. Все бы ничего, если бы на роль не пригласили Сергея Шнурова.
Почти все работы Бархатова были номинированы на серьезные театральные премии. На сегодняшний день у него восемь наград. Учитывая возраст Василия Бархатова, – это солидный багаж.
Пробовал себя он и на поприще кино. Также успешно. Первой его работой стал фильм «Атомный Иван», где он выступил в роли сценариста. Засветился Василий как автор шоу в цирке и режиссер музыкальных клипов. Разносторонний человек, не боящийся пробовать себя в разных течениях.
Тем не менее, музыка и опера – главная его работа. Его основная задача сейчас – подготовка музыкальных спектаклей для России и зарубежных стран. Драмы Шиллера стали для него новым и необычным опытом, так как для этого он не ставил спектакли такой тематики. В 2009-ом появились «Разбойники», а через два года – «Коварство и любовь».
Асмик Григорян — вторая жена Василия Бархатова
Второй супругой режиссера стала талантливая оперная певица Асмик Григорян.
12.05.1981 года в семье знаменитых певцов Ирены Милькявичюте и Гегама Григоряна родилась малышка, которую назвали Асмик. В то время они жили в Вильнюсе.
Неудивительно, что дочь таких талантливых родителей решила продолжить их дело. Сначала она поступила в Национальную школу им. М. Чюрлениса, выбрав класс фортепиано и хорового дирижирования.
Дальше была Литовская академия музыки и театра (класс И. Милькявичюте), которую она окончила в 2006 году в качестве магистра. Асмик постоянно развивала свои навыки, занимаясь на мастер-классах В. Прудникова, А. Пальяцци, Б. Майсурадзе и Г. Григоряна.
Григорян с успехом выступала на сцене родной Городской оперы Вильнюса и Литовского национального театра оперы и балета. Кроме этого, она сотрудничала с Латвийской национальной оперой, Польской национальной оперой, Гамбургской государственной оперой, театром Лисео, Оперой Кельна, Римской оперой, Оперой Граца, Комише-опер в Берлине, Оперой Франкфурта, Театром-ан-дер-Вин, Фламандской оперой, Шведской королевской оперой, Театром Базеля, Норвежской национальной оперой, Государственным театром Висбадена, Михайловским и Мариинским театрами, а также знаменитым театром Ла Скала.
Сезон 2018-1019 гг. отметился дебютом Асмик в партии Мариетты («Мертвый город» Э. В. Корнгольда), которую она исполнила в Ла Скала. Дальше была заглавная партия в опере «Иоланта» П. Чайковского на сцене Оперы Франкфурта.
На сцене Шведской королевской оперы Григорян исполнила заглавную партию в опере Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини). В Эльбской филармонии Гамбурга певица принимала участие в исполнении 14-й симфонии Д. Шостаковича.
На Зальцбургском фестивале 2021 года Асмик спела партию Саломеи в опере Р. Штрауса (постановка Ромео Кастеллуччи), а также приняла участие в исполнении 14-й симфонии Д. Шостаковича (дирижер — Франц Вельзер-Мест).
В этом же году состоялся ее дебют на Эдинбургском фестивале, где она выступила с партией Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского в постановке Барри Коски. В Опере Франкфурта исполнительница прозвучала в опере «Манон Леско» Дж. Пуччини (заглавная партия).
Дебют талантливой певицы в большом театре состоялся в 2015 году. Она исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» великого П. И. Чайковского.
А как на личном фронте?
Побочный эффект почти любой славы – пристальное внимание к своей персоне. Не стал исключением и Василий Бархатов, личная жизнь которого стала предметом сплетен. Летом 2015 году он женился. Познакомился со своей избранницей он еще в 2014 году. Она сразу покорила его разум. У них есть дочка, которую зовут Полина.
Режиссер негативно относится к обсуждению своей личной жизни и неохотно отвечает на вопросы журналистов. Его жену зовут Асмик Григорян, и к ней приковано не меньше внимания, чем к известному мужу.
Критика работ Василия Бархатова, в основном, идет от ценителей классических традиции. Но почти все признают: оперное искусство требует пересмотра, так как многие считают постановки скучными. Для привлечения новых зрителей и превращения театра в массовое искусство следует поменять принципы постановок. Поэтому Василия Бархатова благосклонно принимают те, кто ждет возрождения оперы и театральных спектаклей. В любом случае, учитывая молодой возраст режиссера, мир ждет еще множество его необычных работ.
Телевидение
Режиссёр
- 2010 — «Yesterday Live» (Первый канал)
- 2010 — «Оливье-шоу» (Первый канал)
- 2011 — «Призрак Оперы» (Первый канал)
- 2012 — «Настя» (Первый канал)
- 2013 — «Супер Макс» (СТС)
Гость
- 2009 — «Худсовет» (Культура)[11]
- 2009 — «Ночь на Пятом» (Пятый канал)[12]
- 2009 — «Худсовет» (Культура)[13]
- 2009 — «Герой нашего времени» (Russia.ru)[14]
- 2010 — «На ночь глядя» (Первый канал)[15]
- 2010 — «Треугольник» (Третий канал)[16]
- 2010 — «Школа злословия» (НТВ)[17]
- 2010 — «Доброе утро» (Первый канал)[18]
- 2010 — «Звёзды большого города» (ТВ Бульвар)[19]
- 2011 — «Прямая речь» (1tvnet.ru)[20]
- 2011 — «Однажды с…» (Первый канал. Всемирная сеть)[21][22]
- 2012 — «Навигатор. Апгрейд» (Карусель)[23]
- 2012 — «Круглый стол» (Дождь)[24]
- 2012 — «Главная роль» (Культура)[25]
- 2013 — «Правда 24» (Москва 24)[26]
- 2013 — «Максимальное приближение» (Москва 24)[27]
- 2013 — «Временно доступен» (ТВ Центр)[28]
- 2014 — «Худсовет» (Культура)[29]
- 2014 — «Лучший из миров» (Золотая маска)[30]
Член жюри
- 2015 — «Новая звезда» (Звезда)


















