Роль полотенца-рушника в жизни славянина

Полотенце в традициях русского народа

В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками

Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.

Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».

Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.

Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.

На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.

Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.

Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.

Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.

Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!

Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.

Материал взят из различных источников.

1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.

Войти на сайт

  • вышивают бахромчатым швом (вытянутыми петлями) по суровому полотну, мешковине.
    Дорожки и половики были и остаются яркими, разноцветными – их основным рисунком являются полосы. Многоцветная полосатость данных изделий связана не только с практичностью, но и с названием этих вещей.

    Дорож-ка ( дорог-а ).

    Слово дорожка – уменьшительно-ласкательная производная от слова «дорога», имеющая тоже значение. Но не надо забывать, что дорога в славянской мифологии является и символом судьбы. А судьба, как известно «полосатая» — состоит из разных событий. Причем, в отличие от наших современников видели в ней гораздо больше цветов и вариантов событий, чем черно-белое.

    Поло(е)-вик

    (поле, место вика). Слово половик состоит из двух корневых морфем – поло-(поле-) и корня –вик-. Справка:
    *вика
    (др.русс.) – 1.посевной горошек, кормовой (тульск.губ.); 2. крик, плачь. А у северных славян, в частности викингов
    *Вик
    – суд, разрешение спора через общинный, вечевой суд. Скорее всего, слово половик в своей второй корневой морфеме связано со вторым значением и, таким образом, все слово будет значить: «место, поле крика, плача и суда, разрешения спора».

    Не правда ли, интересно?! А ведь действительно, у всех славянских народностей был обычай: серьезные споры, затрагивающие честь сторон, решали на судебном поединке, происходившем на особом полотне, растянутом в специальном лобном месте

    ( центральной площади города, поселка, деревни).

    А поскольку малое всегда у наших предков было зеркалом большого, то где как не в центральной части горницы, на половике происходило решение спорных вопросов в семье. Вот вам и простой половик! А если спор в семье не уладить, то и судьбы совместной не будет – дороги людей разойдутся!

    Вот вам и дорожка! А полосы на дорожках и половиках – напоминание людям о том, что в судьбе может быть всякое, главное – уметь это пережить всем вместе.

    А в избах старообрядцев Новгорода и Поволжья до сих пор встречается четко определенное расположение этих изделий в горнице, нарушать которое запрещено. Все дома старообрядцев и староверов четко ориентированны по сторонам света, и дорожки лежат от печи на западе – до окна на востоке, от входа на юге – до окна на севере (или глухой стены на севере). А половик занимает почетное место посередине и стелиться поверх перекрестия, образуемого дорожками.

    .Стены горницы (уж позвольте мне так называть русскую избу) были украшены коврами, вышитыми тамбуром, вытянутыми петлями, крестом, счетной гладью, тканными и сшитыми из кусочков меха и ткани.

    Слово *ковер

    — древнерусское, причем по происхождению дунайско-булгарское или волжско-булгарское, то есть, не смотря на отдаленность географических мест изначального происхождения и бытования слова, оно в обоих случаях восходит к культуре булгар.

    Булгары – волжские племена славян, получившие свое второе название от тюркского слова *булгас ( кожа с задних ляжек трехлетнего быка) из-за основного вида товара, поставляемого этим народом на базары – сафьяновых сапог (сапоги из особой узорчатой кожи) и других кожаных изделий.

    Булгары являлись полукочевым народом, а кроме того проживали в местах, где зимой и осенью очень сильные ветры – возможно поэтому и создали славянские мастерицы такое изделии, как ковер, прекрасно утепляющий любые стены – от кибитки и шатра, до избы и крепости.

    Одним из самых распространенных видов рукоделия данного этноса была мозаика из коровьей и бычьей кожи, а также меха коз. Возможно, что и первые ковры были сделаны именно из этого материала. Само слово состоит из одной смысловой морфемы: *ковер, однако и она могла быть исторически разделена на две: *кова- и –ер.

    Слово *кова (др.рус.) имеет значение «след от упавшего зверя на снегу», но может быть связано и с глаголом *ковать. Но «ковать» применимо только к манипуляции с железом и предметами из металла, а ковры делались из разного рода материала, но не из металла.

    А вот первое значение морфемы «след от упавшего зверя на снегу» очень интересно с той точки зрения, что на самых древних коврах, сделанных из шкур, растительной краской наносились рисунки зверей, их следов и другие зооморфные рисунки, что вполне стыкуется с сохранившимся значением слова.

    Морфема *-ер возможно связана с названием буквы древнерусского алфавита «Ъ», которая имела смысловое значение «то же, подобное», но, возможно, что и было связано со словом *ера (др.рус.) – бродяга, а бродягами можно назвать любой кочевой народ, в том числе и булгар. В целом слово *ковер может иметь значение «след от упавшего зверя на снегу, хранимый бродягой».

    А если приглядеться к рисункам на русских коврах, то ведь они изображают в основном:

  • Ссылка на основную публикацию
    Похожее