Капризный гений: почему звезда фильма «Гостья из будущего» умер в нищете

Автор: Николай Николаенко

31 августа 2021 11:56

Сообщество : Кино

Метки: Михаил Кононов  артисты  биография  кино  факты  

20514

7

Таких актеров можно по пальцам пересчитать: играл, как жил, на компромиссы он не шел. Если видел достойную роль, с которой он мог справиться – брался. Ненавидел халтуру и стремление многих коллег ухватиться за роль, чтобы прославиться.

0

Смотреть все фото в галерее

Биография Михаила Кононова

Михаил Кононов – известный советский и российский актер. Среди наиболее популярных картин с его участием числятся «Начальник Чукотки» Виталия Мельникова, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Гостья из будущего» Павла Арсенова. Но, конечно же, «визитной карточкой» артиста была и остается роль Нестора Петровича из мини-сериала «Большая перемена» режиссера Алексея Коренева.

Актер Михаил Кононов

Детство Михаила Кононова

Артист родился 25 апреля 1940 года в простой и небогатой московской семье. Родители были людьми малообразованными и к творчеству никакого отношения не имели. Отец работал швейцаром в гостинице «Пекин», мать была поваром. Оба они слыли людьми необщительными и замкнутыми. Маленькому Мише в квартире была отведена 6-ти метровая комната без окон. Вопреки всему, ребенок рос веселым, открытым и артистичным.

Михаил Кононов в молодости («Первый троллейбус», 1963 год)

Ремеслом актера Михаил Кононов начал интересоваться еще в школьные годы. Вместе с Андреем Смирновым, прославившимся впоследствии в качестве режиссера («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба»), он активно участвовал в любой самодеятельности, позволяющей выйти на сцену. Друзья все время писали какие-то сценарии к школьным спектаклям, репетировали, выступали.

Первые шаги в профессии

После окончания школы Михаил Кононов поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина, где новоиспеченного студента сразу же признали самородком. Актер блистал даже на фоне таких талантливых сокурсников, как Виктор Павлов, Виталий Соломин и Олег Даль. Но из-за вспыльчивого характера актер не смог обзавестись друзьями в «Щепке». Единственным исключением стал Даль, обладавший таким же упрямством и стремлением рубить правду с плеча. «Два сапога – пара», – называли приятелей сокурсники.

Первая роль Михаила Кононова («Наш общий друг», 1961)

Кононов впервые попробовал силы в «большом» кино еще во время обучения (роль Вити в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг»). С того времени за ним и закрепилось амплуа трагикомичного героя – беззлобного, простоватого, неуклюжего, но очень обаятельного. После окончания училища артист недолгое время работал в труппе Малого театра, однако вскоре покинул его из-за конфликтов с руководством и желанием связать свою карьеру исключительно с кинематографом.

Кадр из фильма «Начальник Чукотки»

Первое серьёзное признание и одна из самых, по мнению актера, важных и достойных его работ – роль Фомы в исторической драме Тарковского «Андрей Рублев» (1966 год). В следующем году – вновь успех, уже в картине Виталия Мельникова «Начальник Чукотки».

Кононов и Даль — два сапога – пара

Азы актерства Михаил Кононов постигал в знаменитом Щепкинском училище. Курс его был – сплошь самородки и будущие звезды советского кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. С Далем Кононов сошелся особо близко, их даже называли «два сапога – пара», потому что оба были правдолюбами и всегда говорили то, что думали.

В 1963 году Даль и Кононов сыграли вместе в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Лирическая лента, снятая в Одессе, примечательна прежде всего своим составом – в фильме задействована целая плеяда молодых актеров, впоследствии ставших звездами: Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нина Дорошина и Евгений Стеблов.

Но все же началом кинокарьеры Кононова следует считать великолепную комедию «Начальник Чукотки»

, снятую замечательным режиссером Виталием Мельниковым. Актер сыграл в фильме главную роль комсомольца Алеши Бычкова, который волею случая стал единственным представителем советской власти на самой восточной окраине СССР и пережил удивительные приключения, умудрившись заработать миллион долларов, побывать в США и вернуться домой. Эта роль для самого актера так и осталась самой главной в его карьере. Хотя после нее были роли в не менее талантливых картинах. Например, в военной
драме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967).
А в фильме «На войне как на войне»

Виктора Трегубовича (1968) Кононов сыграл главную роль младшего лейтенанта Малешкина, который практически мальчишкой попал на фронт и принял участие в освобождении Правобережной Украины. Роль Мелешкина принесла актеру настоящую популярность. Фильм «На войне как на войне» получился настолько правдивым, что его признавали даже фронтовики.

Фильм Тарковского «Андрей Рублев» Михаил Кононов считал одним из главных в своей фильмографии

Ну, а потом случился «Андрей Рублев» Тарковского

, где Кононову досталась роль юного монаха Фомы. Была она хоть и небольшая, но принесла актеру признание в профессиональных кругах. И именно опыт работы с Андреем Тарковским не давал актеру впоследствии размениваться на пустяки даже в те моменты, когда он сильно нуждался в средствах&

О непростой судьбе музы Тарковского и Кайдановского, закончившей карьеру Бутыркой и слепотой: читайте здесь.

Любимец публики Нестор Петрович

После сразу двух удачных премьер предложений о работе значительно прибавилось. Но настоящая, всенародная слава обрушилась на Михаила Кононова после выхода 4-х серийной картины Алексея Коренева «Большая перемена».

Звездная роль Михаила Кононова

Сам актер эту картину не любил и до конца своих дней раздражался от малейшего упоминания о фильме. С самого начала ему категорически не понравился сценарий, однако после длительных уговоров со стороны Коренева он все же сдался и принял приглашение на роль главного героя.

«Большая перемена»: Михаил Кононов в роли Нестора Петровича

Как позже признавался – из одного только желания поработать на одной площадке с подлинными гениями сцены. Евгений Леонов, Ролан Быков, Светлана Крючкова, Александр Збруев, Юрий Кузьменков, Савелией Крамаров, Наталя Гвоздикова… Список мэтров своего времени, принимавших участие в «Большой перемене» можно продолжать еще долго. В мемуарах Кононов писал о том, что картина собрала 4 поколения талантливейших мастеров, и «любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним». «Раскрывая тайны звезд»: Михаил Кононов Несмотря на то, что артист тяготился съемками, как профессионал он вновь оказался на высоте: история о классном руководителе вечерней школы и его учениках по сей день остается любимой картиной миллионов российских зрителей.

Ветер перемен

Но близился конец эпохи — в конце 80-ых все начало стремительно меняться и не все приняли такие перемены. Они оказались не по душе и Михаилу Кононову — он считал себя воспитанным в другой системе ценностей и не мог позволить себе сниматься в низкопробных бандитских сериалах и проходных фильмах, которые тогда заполонили экраны. С отказом от съемок пришли материальные трудности, но актер продолжал стоять на своем. отвергая предложение за предложением, сценарий за сценарием. Пришлось продать московскую квартиру и построить небольшой дом в деревне Бутырки.

Здесь актер увлекся земледелием — такая работа не требовала насиловать душу и поступаться принципами. Он выращивал на своем огороде чудесную капусту и знатные арбузы. Тут же их продавал. С любовью растил виноград, мечтал выкормить поросенка и выкопать на участке пруд. Его начали забывать и все реже присылали сценарии. А он и не расстраивался — кино последних лет он квалифицировал как антиэстетику и антиискусство. Его друзья-однокурсники по щепке Виталий Соломин, Виктор Павлов, Олег Даль уже ушли из жизни и Михаил Иванович считал, что согласившись на такие роли-халтуры, он предаст память о них.

Чтать также: Сигареты лд импульс компакт

Он появился в фильмах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба». Была еще лента «В круге первом», где Кононов снимался будучи уже серьезно больным.

Отношения Михаила Кононова с матерью

В среде киношников Михаил Кононов был известен как человек тяжелый и даже резкий. Подруга Михаила, актриса Инна Чурикова вспоминала, что тот мог подойти к незнакомому актеру и назвать его в лицо бездарностью. В первую очередь, на становлении характера, столь несочетающегося его с милыми, добрыми и наивными кинообразами, сыграли отношения с матерью.

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай» (1972)

Эту женщину актер не просто любил, а фанатично обожал, буквально боготворил. После ранней смерти отца он чувствовал себя ответственным за ее благополучие. Однако мать Кононова была человеком холодным, закрытым и часто отвечала на сыновью заботу лишь раздражением.

Михаил Кононов – писарь Яшка («Финист – Ясный сокол», 1975)

Жена Михаила ей тоже не понравилась. Обвинив сына в полном отсутствии вкуса, мать объявила молодым, проживающим с ней в одной квартире, бойкот. Впрочем, в развязанной ею холодной войне, женщина сама же и поставила точку.

В день 30-летия Михаила, который на тот момент уже был звездой советского кинематографа, мать преподнесла сыну жуткий «подарок». Женщина демонстративно не вышла к праздничному столу. Сын решил отнести ей немного праздничных угощений в знак примирения. Зайдя в комнату, он выронил поднос из рук: за дверью лежало остывающее тело. Как выяснилось, в день рождения Михаила мать выпила отраву для тараканов. Это событие травмировало Кононова навсегда. Он корил то себя («не понял, не доглядел!»), то ее, называя мать «подлой предательницей».

Личная трагедия, как прелюдия болезни и смерти

Михаил Иванович прожил со своей женой Натальей Павловной почти 40 лет. Детей у пары не было. Но в 1994 году актер взялся на организацию своей театр-студии, в которую пришла девушка по имени Лена. Она принесла свой сценарий и показала мастеру. Тот одобрил и увидел в ней “искру Божью”. Такой дружбе радовалась и Наталья Павловна, считая, что за Мишенькой кто-то присмотрит в городе. Лена не ладила со своей матерью, а та не одобряла ее дружбу с возрастным актером — ей виделась аморальная связь между ними. В какой-то момент Кононов уговорил жену прописать девушку в их московской квартире и не терял надежды пристроить ее в кино.

Но та оказалась меркантильной и очень быстро оперилась, проявила свою акулью хватку. Она оформила опеку над актером, в ее жизни появились молодые поклонники, а с ними и решение отнять московскую квартиру. На актера были совершены два покушения, он попал в больницу. Однажды опекунша подослала к Михаилу Ивановичу бандитов. а тот, испугавшись, уехал жить к жене в деревню. У него случился инфаркт, за ним — инвалидность. Договор опеки оказался на самом деле договором ренты и правом распоряжаться квартирой. На этом этапе подключилась Наталья Павловна — она полгода ездила по всем инстанциям пока добилась аннулировать договор и продала квартиру.

Преданный и разочарованный Кононов опять слег в больницу с сердечным приступом. От полученного шока он так и не отошел — кочевал из больницы в больницу, взялся за написание повести, мемуаров, которые так и не были изданы из-за отсутствия денег. Была любимая собака — бультерьер Фрося, которая доставляла радость своими шалостями. Актер очень жалел, что у них с женой не было детей — в нем был избыток отеческой теплоты, которую так и не оценили.

Личная жизнь Михаила Кононова

Особенно тяжело трагическая смерть матери сказалась на отношениях Кононова с собственной женой Натальей, которой и до этого приходилось несладко в паре с замкнутым и раздражительным актером.
Супруги, прожившие вмести почти 40 лет, познакомились на вечеринке в 1969 году. Михаила сразу очаровала белокурая красавица, которая была на 9 лет его младше. На тот момент Наталья успешно работала на радиостанции, серьёзно занималась лыжным спортом и пыталась строить карьеру в качестве фотомодели. Влюбленные быстро поженились.

Михаил Кононов с женой Натальей

Похороны матери кардинально изменили мир актера. А он, в свою очередь, изменил отношение к Наталье. Стал груб и деспотичен. Настрого запретил жене съемки, затем занятия лыжами, а затем и встречи с подругами. Ради сохранения семьи она бросила все свои увлечения и полностью посвятила себя супругу.

Во имя спокойствия любимого мужа Наталья отказалась и от материнства. На робкие попытки заводить разговор о детях она всегда получала жесткий отказ. В одном из интервью Наталья призналась, что актер никогда не хотел «конкуренции» в лице младенца. Детей у Михаила Кононова так и не появилось.

Михаил Кононов в фильме «Пока бьют часы» (1976)

Прощала Наталья и многочисленные измены. Несмотря на единственный брак, актер всегда пользовался популярностью у женщин. «Могу влюбить в себя любую!», – писал он в мемуарах.

В 90-е Михаил Кононов почти не снимался

Особенно яркий и продолжительный роман случился у Михаила Кононова уже на склоне лет. В 54 года он встретил никому не известную начинающую актрису Риту, которой на тот момент едва исполнилось 18.

Последняя любовь Михаила Кононова – Рита

Актер активно выводил юную спутницу в свет, представляя то племянницей, то дочерью. Оплатил ей образование, помогал с карьерой и жильем. Роман кончился плохо: девушка пыталась обманом завладеть московской квартирой супругов. Ситуацию спасла Наталья, заметив подлог и подав на Риту в суд. Михаила она, по обыкновению, простила.

Личная жизнь

Михаил Кононов был женат один раз. В браке с Натальей Павловной он прожил долгие 38 лет. Познакомились они на молодежной вечеринке. Девушка была очень красивой, моложе Михаила на 8 лет. Она работала радисткой, моделью, в свободное время увлекалась лыжами.

Супруга по-матерински заботилась о Михаиле Ивановиче, прощала ему нервные вспышки и даже увлечения другими женщинами. По характеру актер был резким, суровым человеком. Наталья Павловна сумела найти к нему подход.

С женой Натальей

Женился он без родительского благословения в 27 лет. Это был первый случай, когда он ослушался свою мать, которой категорически не понравилась избранница сына. В течение трех лет отношения так и не удалось наладить. Мать Мария Владимировна в отместку молодым вообще с ними не разговаривала, а в день рождения сына наложила на себя руки: отравилась. Причем первым ее обнаружил именинник, который зашел с тортом в ее комнату, чтобы помириться. Долгое время он не мог оправиться от горя. Пожалуй, до конца жизни Михаил Кононов так и не научился искренне смеяться и радоваться. Смириться с таким жестоким уходом матери он не смог. Супруга всякими способами пыталась помочь мужу: создавала ему условия для творчества, брала на себя решение житейских вопросов. Однако не все было в ее силах.

Детей у них не было. Кононова М.И. пугало возможное появление ребенка. Он считал, что это будет мешать его карьере и супружеской жизни.

В последние годы жизни Михаил Иванович и Наталья Павловна жили почти в нищете. Актер не хотел сниматься в рекламе, не соглашался на съемки, если ему не нравился сценарий. Как результат: тяжелое материальное положение. Семья даже уезжала на 10 лет в деревенский дом в Подмосковье, чтобы как-то выжить, выращивая овощи и ягоды. Прославленному артисту приходилось на проезжей дороге торговать капустой и свеклой, чтобы свести концы с концами. Жена пережила Михаила Ивановича на 3 года. Ушла она из жизни незаметно, так как после смерти горячо любимого мужа редко выходила из дома, избегала встреч со знакомыми.

Последние годы и смерть Михаила Кононова

Болезненное расставание с последним увлечением обернулось для Кононова страшным стрессом. Жизнь буквально покатилась под откос: начались серьёзные проблемы с деньгами и здоровьем, появились страшные боли. Чтобы оплатить лечение, пришлось продавать недвижимость. Михаил Кононов. Начальник Бутырки (документальный фильм) Хороших ролей больше не давали. А в низкопробных сериалах и рекламных роликах 90-х годов актер отказывался сниматься сам. Последней радостью для Михаила Кононова стало предложение режиссера Глеба Панфилова поработать над картиной «В круге первом» (хотя съемки давались уже тяжело – боль и слабость не отступали).

Последняя роль Михаила Кононова («В круге первом», 2006)

В последние годы актер с женой проживал в Подмосковье, ведя затворнический образ жизни и экономя буквально на всем. Кононов много сил отдал написанию мемуаров, но его воспоминаниями так никто и не заинтересовался. Все сильнее наваливались болезни: инфаркт, пневмония, сердечная недостаточность.

Михаил Кононов похоронен на Ваганьковском кладбище
15 июля 2007 года он в тяжелом состоянии поступил в отделение реанимации, где врачи сутки прилагали все усилия, чтобы сохранить его жизнь. Однако это не принесло результатов, да актер и сам устал и не хотел бороться. 16 июля 2007 года в возрасте 67-ми лет артист скончался. Михаил Кононов. Прощание

Михаил Кононов — биография

Михаил Кононов — необычайно популярный актер. Его работы в картинах «Начальник Чукотки», «В огне брода нет», «Большая перемена», стали визитной карточкой актера. Его героев знает не только старшее поколение зрителей, но и более юные поклонники.

Все герои в творческой биографии Кононова, не важно главные или второстепенные, казались по — особенному правдивыми и существующими на самом деле. Картины, в которых снимался Михаил Кононов, можно смотреть несколько раз – они не надоедают и при каждом просмотре открывают что-то новое в его герое, какие-то только ему присущие черты.

Фото: Михаил Кононов

Глядя на экран, иногда не помнишь, что перед нами артист, может быть уставший или с неважным настроением, вечно спешащий и не сидящий дома. Перед нами только его персонаж, живущий на экране.

Детство

Родился Михаил Кононов 25.04.1940 года в Москве. Семья мальчика была небогатой, родители не имели высшего образования и с миром искусства никак не пересекались. Отец работал в гостинице «Пекин» в скромной должности швейцара, мама на кухне поваром. Они были очень замкнутые и необщительные. Их подрастающий сын жил в маленькой комнате, площадью всего 6м2, в которой даже не было окон. Несмотря на это, мальчик был веселый, открытый и артистичный.

Фото: Михаил Кононов в детстве

Актерское ремесло привлекало Мишу еще со школы. У него был друг – Андрей Смирнов, который потом стал прославленным режиссером и снял культовый фильм «Белорусский вокзал» и мелодраму «Жила-была одна баба». Андрей и Михаил участвовали в школьной самодеятельности, сочиняли сценарии, бегали на репетиции. Это доставляло мальчикам истинное удовольствие и стало началом пути в профессию актера.

Театральное училище

Закончив школу, Михаил Кононов успешно сдает экзамены и становится студентом театрального училища им.Щепкина, где демонстрирует недюжинные актерские способности, за которые его начали называть самородком. Его талант затмил успехи В.Павлова, Виталия Соломина и О.Даля, с которыми он учился на одном курсе. Но вспыльчивый характер Михаила не способствовал налаживанию дружеских отношений. Единственный однокурсник, с которым у Кононова была дружба – Олег Даль, такой же упрямый и несговорчивый правдолюб. Их называли двумя сапогами одной пары.

Фото: Михаил Кононов в молодости

В 1963 году театральное училище осталось позади и Михаил с новеньким дипломом пришел на работу в Малый театр. Эта сцена и положила начало творческой карьеры Кононова.

Малому театру актер отдал 5 лет. Но его интерес был направлен к кинематографу, к тому же актер постепенно ставал все более востребованным. После того, как он дебютировал в кино, снявшись в ленте «Наш общий друг», предложения посыпались одно за другим. Режиссер картины Иван Пырьев сделал из него героя трагикомедии – он был простоватый, совершенно беззлобный и неуклюжий, но при этом очень обаятельный. Именно в таком амплуа и закрепился Кононов в следующих картинах – лирической ленте «Первый троллейбус», где сыграл Кольку, «В огне брода нет», где его герой Алексей Семенов, «На войне как на войне», в котором ему досталась роль лейтенанта Машкина. Роли как будто бы разные, но их объединяла трагикомичность, вызывающая смех сквозь набежавшие слезы.

Эти образы преследовали артиста всю его творческую жизнь. Лишь иногда случались исключения, которые воспринимались неоднозначно. Одним из таких исключений и была работа актера в картине «Андрей Рублев», которую снял Андрей Тарковский в 1966 году. Ему досталась роль монаха Фомы. Эту свою второстепенную роль актер очень любил и гордился ею, хотя слава пришла к нему после совершенно других работ.

Популярным Кононов стал после выхода на большой экран трагикомедии «Начальник Чукотки». В этом фильме сложился замечательный дуэт двух сильных актеров – Михаила Кононова и А.Грибова.

А вот что такое всенародное обожание актер узнал после показа комедии «Большая перемена». В состав актерской группы фильма входили прославленные актеры, сюжет был очень простым и жизненным, поэтому произвел на зрителей ошеломляющий эффект. Картину смотрели и пересматривали по несколько раз, а Нестор Петрович и его ученики стали обожаемыми персонажами.

Чтать также: Как быстро снять абстинентный синдром

Это может показаться странным, но Кононову его звездные персонажи не доставляли никакого удовольствия. Самые популярные фильмы со своим участием он не любил.

В 80-х годах прошлого века актер впервые снялся в фильмах для детей. Это были картины «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора», «Финист-Ясный Сокол», которые очень полюбились юному зрителю. В фильмах он играл второстепенных персонажей, но талант актера сумел поднять их на такую высоту, что они сравнялись по значимости с основными героями.

Конец 80-х полностью изменил отечественный кинематограф, сделав его более жестким, кассовым. Эти видоизменения любимого искусства актер Кононов не воспринял.

Он говорил, что для него существует своя система оценки и что низкопробное искусство не для него, даже если за это будут щедро платить.

После многочисленных отказов актера сняться в очередном кассовом проекте, его востребованность резко упала. А следом за этим последовало и ухудшение материального положения. Кононов решил продать квартиру в Москве и заняться строительством небольшого домика в Подмосковье. Он поселяется в деревне Бутырки, где ведет собственное хозяйство и возделывает грядки.

Немногочисленные друзья актера любили наведываться к нему в гости. Михаил с удовольствием рассказывал о своих успехах в домашнем хозяйстве, показывал огород, в котором работал, угощал своей капусточкой, арбузами и виноградом. У Кононовых был даже поросенок. Мечтой актера был собственный прудик, но вырыть он его не смог, так как силы были уже не те, что в молодости.

А кинематографическая карьера актера застыла на одном месте. Ему предлагали сниматься, но после прочтения очередного «шедевра», он категорически отказывался, несмотря на приличный гонорар. Такое искусство актер называл не иначе, как антиискусство и антиэстетика.

Михаил считал, что съемками в таком низкопробном кино он предает память умерших товарищей – прославленных артистов, его однокурсников. Поэтому ролей стало совсем немного. Это были ленты «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочка Ряба», «В круге первом». Во время съемок последнего фильма актера мучили жуткие боли, но он продолжал играть, несмотря на болезнь.

Личная жизнь

Супругу актера звали Наталья, они прожили вместе без малого сорок лет. Детьми они не обзавелись, поэтому всю любовь и заботу Михаил отдавал жене и любимому творчеству.

Перед самой смертью актер написал мемуары о себе, творчестве, друзьях, но напечатать книгу не смог. Причиной стало отсутствие денег, которые требовали типографии. Кононов очень надеялся, что его воспоминания помогут молодым актерам найти свое место в искусстве, разобраться в его истинном предназначении и не размениваться по мелочам.

Смерть

Михаил Кононов умер 16.07.2007 года в возрасте 67 лет. В начале лета он заболел пневмонией и попал в больницу. Пневмония усугубилась перенесенным до этого тромбофлебитом и инфарктом, поэтому шансов у актера было немного. Средств для приобретения дорогостоящих препаратов, которые могли спасти жизнь тоже не было. 15 июля врачи констатировали острую сердечную недостаточность, которая и стала причиной смерти спустя сутки.

Фото: Могила Михаила Кононова

Местом упокоения актера Михаила Кононова стал колумбарий на Ваганьковском кладбище.

Избранная фильмография

  • 1962 — Приходите завтра…
  • 1966 — Начальник Чукотки
  • 1967 — В огне брода нет
  • 1973 — Большая перемена
  • 1981 — Василий и Василиса
  • 1984 — Гостья из будущего
  • 1990 — Царская охота
  • 1994 — Курочка Ряба
  • 2006 — В круге первом

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку

и нажмите сочетание клавиш
Ctrl+Enter
.

Как о, нищенских пенсий Михаила Ивановича и Натальи Павловны не хватало даже на самое необходимое. В то же время на лечение актера были нужны огромные средства. Супругам пришлось продать свой дом в Подмосковье, который Михаил Иванович строил почти всю свою жизнь. На вырученные деньги Кононова определили сначала в элитную клинику, потом в больницу похуже. Но и эти средства скоро закончились. С каждым разом находить деньги на лечение было все труднее.

Он хотел жить за городом, как он выражался, в собственной усадьбе. И эта «усадьба» у него, наконец, появилась. Но загородная жизнь началась слишком поздно, когда у актера уже не было сил и здоровья. Пришлось все продать и вернуться в город.

Чтать также: Молитвы о пьющих детях

Трогательный писарь Алексей из «Начальника Чукотки», обаятельный Нестор Петрович из «Большой перемены», он был одним из лучших трагикомических актеров в советском кино. Не отмеченный наградами на родине (народным артистом России Кононов стал лишь в 2000 году), он гордился, что в Голливуде его считают эталоном советского артиста. В сегодняшнем кино ему достойных ролей не нашлось, и он предпочел жизнь деревенского отшельника мельканию в дешевых сериалах.

Он вообще очень избирательно принимал предложения режиссеров, внимательно читал сценарий. Долго не соглашался сниматься в «Большой перемене», потому что ему не нравился сценарий. Тем более в его актерском багаже уже были «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «До свидания, мальчики» Михаила Калика, «В огне брода нет» Глеба Панфилова. Тем не менее, на улице его узнавали в основном благодаря строгому, но справедливому, мудрому и романтичному учителю истории Нестору Петровичу.

Последний раз Кононов появился на экране несколько недель назад в программе Андрея Малахова «Пусть говорят». На фоне сытых звезд Кононов смотрелся человеком с другой планеты.

Кононов расплакался на кинопробах из-за отвратительного сценария

В 1992 году Михаил Иванович снялся в драме Андрея Михалкова-Кончаловского «Ближний круг», блестяще сыграв «сталинского сокола» маршала Климента Ворошилова. После чего всякий раз отвечал отказом на все предложения, хотя деньги, по его словам, предлагали немалые.

«Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области «ужастиков»! Настолько все непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, «входя в образ», а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения», — объяснял он свое нежелание сниматься в кино.

Лишь в 2006 году Кононов сделал исключение и в последний раз снялся в сериале Глеба Панфилова по книге Александра Солженицына «В круге первом». В последние годы он жил вместе с женой Натальей в подмосковной деревне Бутырки. Они были женаты 38 лет.

Последние дни в больнице

В московскую больницу № 20 Михаила Кононова привезли на «скорой» в конце июня. После обследования актеру поставили диагноз «правосторонняя пневмония» и поместили в обычную палату отделения терапии. По словам врачей, у него было очень тяжелое состояние. «Возраст сказывался, и вообще он был очень слаб — инвалид II группы, тромбофлебит, перенес инфаркт», — отмечают в клинике.

Больше двух недель доктора пытались помочь Михаилу Ивановичу, но их усилия оказались тщетны. Внезапно наступило ухудшение. На фоне пневмонии развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. Актера срочно перевели в кардиореанимацию. 15 июля в 19:00 великий актер впал в кому и больше в себя не приходил. Его спасали почти сутки, но в понедельник его сердце остановилось. Прощание с Михаилом Кононовым пройдет 19 июля в ЦКБ в 13:00.

И все же, поначалу актер почувствовал себя лучше, он стал выходить в коридор и общаться с другими пациентами, рассказывал им смешные истории, травил анекдоты. Медсестры отделения вспоминают, как временами слышали из палат веселый смех.

Михаил Иванович часто говорил с грустью в голосе, что хочет дожить хотя бы до 70 лет. Артист мечтал сняться в хорошем фильме, чтобы заработать деньги на публикацию своих мемуаров. Медики старались порадовать актера его любимым нехитрым деликатесом — все знали, что Михаилу Ивановичу очень нравится сырокопченая колбаса. Принимая угощение, он по-детски смущался и просил его не баловать.

«Он стоял в своей «характерной» позе: засунув руки в карманы, немного запрокинув голову, гордый, — вспоминает один из пациентов. — Я сразу узнал его по глазам — с такими же добрыми искорками, как в молодости».

После работы над сериалом «В круге перовом» Кононов занялся написанием своих мемуаров. В них он рассказывал о дружбе с Олегом Далем и Виктором Павловым. Своим любимым режиссером Кононов называл Глеба Панфилова, а актрисой – Инну Чурикову. Актер несколько раз пытался отдать рукопись уже написанной книги в различные издательства, но получал отказ — везде нужны были большие деньги. Мемуары народного артиста Кононова остались неопубликованными в виде макета.

Чтать также: Глицин от перегара отзывы

«Что-то всегда помогало мне выходить из разных переделок. Мой ангел. Кто ты? Может быть, образ иконы, пригрезившейся мне в детстве во время операции. Или бесконечная любовь, милосердие и жалость к людям, кто не смог превозмочь страх перед стихией или злым человеком. «

«О многих российских актерах писали книги, мемуары. Моя задача – познать до конца свою сущность в борьбе естества духа и плоти, влияние на мой характер людей, самоотверженно прошедших жизненный путь, мужественно и честно».

«В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним».

«Ну, вот и открыли железный занавес пресловутый. Началась в стране беспредельная свобода. Тут тебе и приватизация, и ваучеризация, «веселые игры пирамид». В воровском мире была такая фраза: «Бери больше – тащи дальше». Кинематограф стал в угоду зрителю лепить фильмы под американские стандарты: секс, насилие, фальшивые боевики. Многие талантливые режиссеры не пошли на компромисс, и волна самодеятельности захлестнула экраны кинотеатров, и особенно телевидение».

«Через два дня я добрался до своей клиники в Москве. Мой лечащий врач, осмотрев все мои ушибы и синяки на руках, объявил, что такие случаи известны и что меня избивал профессионал. Они часто так бьют, чтобы потом как бы жертва ушла из жизни от естественного разрыва какого-то органа. И стала кричать, чтобы немедленно вызвали «скорую помощь». Так я оказался в Боткинской больнице, где было обнаружено много внутренних болячек. Спасибо им большое – за месяц заштопали».

Имя: Михаил Кононов (Mihail Kononov)

День рождения: 25 апреля 1940

Место рождения: Москва

Дата смерти: 16 апреля 2007 (66 лет)

Причина смерти: узнать тромбоэмболия

Место погребения: узнать Кремирован, похоронен на Ваганьковском кладбище

Восточный гороскоп: Дракон

Категория: Российские актеры

Ссылка на основную публикацию
Похожее