Детство и юность
Игорь Матвеевич родился осенью 1948 года в Москве. По знаку зодиака – Дева, по национальности – еврей. Мальчик рос в обеспеченной семье. Его отец, Матвей Матвеевич, занимал почетную и оплачиваемую должность начальника «Экспортлеса». В детстве Костолевский был непослушным ребенком и часто хулиганил. Об этом актер рассказывать не любит, а журналисты попросту не верят, что парень из столь интеллигентной и зажиточной семьи мог приносить столько проблем родителям.
Однажды 5-летний мальчик дорисовал цифру 5 на чертеже брата Валерия, который целыми днями работал над проектом и мечтал получить высший балл. Шутку брат не оценил и пришел в дикую ярость. Со школой у Игоря также все было не слишком гладко, мальчика нередко выгоняли за плохое поведение и проделки, доводившие учителей до белого каления.
Когда пришло время выбирать профессию, родители настояли на получении серьезной специальности, которая могла бы в будущем открыть их чаду двери в большой мир. Парень, сначала проработав 2 года испытателем, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Впрочем, здесь его дела пошли не намного лучше, чем в школе. Через 2 года его биография круто изменилась. Молодой человек покинул институт и отправился покорять театральные училища.
Posted by Beyaz Az on Thursday, October 17, 2019
Игорь Костолевский в молодости
Подобное решение пришло в голову Костолевского после того, как любимая девушка сравнила его с Есениным и убедила, что с такой внешностью он непременно должен стать актером. Стремясь поразить избранницу, Костолевский подал документы в Школу-студию МХАТ.
На экзаменах он чрезвычайно волновался, театрального опыта не имел и выучил всего одно сочинение. Чтобы справиться с нахлынувшей паникой, Костолевский стал снимать с себя одежду и очнулся, только когда экзаменатор поинтересовался, не перепутал ли абитуриент институт с баней. Будущий актер взял себя в руки и на одном дыхании прочел подготовленное произведение.
Увы, парню предложили попытать счастье в следующем году, но Игорь не отчаивался и подал заявление в ГИТИС, где стал студентом в 1969 году. Поступление Костолевский скрыл от родителей, и когда мать и отец узнали, что их сын учится на актера, пришли в ужас, но ничего не могли поделать со своевольным отпрыском.
Студенческие годы
Родители мечтали о большом будущем для своего ребенка. Старший Костолевский настоял, что надо получать серьезную профессию и посоветовал сыну после школы обратить внимание на перспективную кварцевую промышленность. Отец помог Игорю устроиться в НИИ на должность испытателя.
Проработав два года, парень решил, что пришло время получать высшее образование, и поступил в инженерно-строительный институт. На одной студенческой вечеринке Игорь познакомился с девушкой, родители которой занимали высокое положение в обществе. Новая знакомая часто посещала светские мероприятия и хорошо разбиралась в искусстве. Именно ее слова заставили Игоря призадуматься о своем будущем. Она тогда сказала, что такому красивому парню, похожему на Сергея Есенина, надо не в строительном институте прозябать, а сниматься в кино или хотя бы получать гуманитарное образование.
К тому времени он и сам понял, что профессия инженера-строителя – это совсем не то, чему хотелось бы посвятить жизнь. На третьем курсе забрал документы из МИСИ и решил продолжить учебу в школе-студии МХАТ. Попытка оказалась неудачной, Костолевский ужасно волновался, и в приемной комиссии ему посоветовали приходить в следующем году.
Несмотря на охватившую его панику, Игорь не отчаялся и тут же отправился в ГИТИС. Здесь парню повезло больше, и он поступил на курс театрального режиссера, Народного артиста СССР А. А. Гончарова. От родителей Костолевский долгое время скрывал свое решение, а когда рассказал, где он теперь учится, привел их в полный шок.
Театр
Одного из лучших выпускников ГИТИСа с распростертыми объятиями ожидали многие театры столицы, но Костолевский решил связать жизнь с Академическим театром имени В. Маяковского, где художественным руководителем был его педагог Андрей Гончаров. С режиссером у артиста сложились сложные и противоречивые отношения.
Гончаров был известен склонностью покрикивать на актеров, таким образом подстегивая их к деятельности. Бунтарь и хулиган Костолевский не привык к подобному обращению и, наоборот, мгновенно зажимался и играл стесненно. Со временем он преодолел страхи и стал даже благодарен Андрею Александровичу за столь жесткую школу.
Первое время в театре молодому артисту приходилось тяжело, он играл небольшие роли в массовках, а не сцене выглядел подавленным и уставшим. Со временем он привык к местным правилам и традициям и даже стал жаловаться коллеге – актеру Борису Тенину – на малое количество ролей. Тот шутливо ответил ему, что раз Костолевский играет мало молодых персонажей, то позже будет играть много стариков.
Если в молодости режиссеры видели в Игоре образ лирического, романтического героя-красавца, Гончаров упорно давал ему комедийные, острохарактерные роли. Сам же актер с горечью вспоминал об игре в выпускном спектакле «Дикарка», где ему досталась серьезная, возрастная роль, принесшая артисту немало удовольствия. Когда Костолевский стал сниматься в картине «Звезда пленительного счастья», Гончаров часто отказывался отпускать его на съемки, будто бы ревнуя к потенциальному хиту российского кино.
Сегодня день рождения отмечает член Клуба «Друзья «Геликон-оперы», народный артист России Игорь Костолевский, президент…
Posted by Helikon-Opera/»Геликон-опера» on Thursday, September 10, 2020
Актер Игорь Костолевский
Проблемы с родным театром, а также тяжелые времена перестройки вынудили артиста подписать контракт с театром в Норвегии, где Костолевский получил роль мечты – Вестника в «Орестее». Наконец, Игорь Матвеевич сыграл драматическую роль, наполненную эмоциями и переживаниями, чего он так жаждал в стенах родного театра.
Игра артиста была высоко оценена театральными критиками, и, вернувшись в Россию, Костолевский стал получать предложения на серьезные, драматические роли. Актер вновь появился в спектакле «Орестея» культового режиссера Питера Штайна, но предстал перед зрителями в образе Аполлона, который удался ему не меньше, чем Вестник.
Столичные театры мечтали заполучить его на главные роли в постановки, среди которых были «Театр на Покровке», Театр Российской армии и Московский театр сатиры. Когда художественный руководитель и основатель «Театра на Покровке» Сергей Арцибашев взял руководство над Театром имени Маяковского, дела актера в родном заведении наладились.
Костолевский стал одним из ведущих актеров театра. Постановки с участием Игоря Матвеевича пользуются популярностью у зрителей, которые смогли в полной мере оценить его талантливую драматическую игру.
Дети
Единственный сын – Алексей, от первого брака с Романовой. Мальчик родился в 1983 году, сегодня ему – 37 лет. Он тяжело пережил уход отца из семьи, длительное время с ним не общался. Костолевский искал встреч с сыном, но наладить дружеские отношения так до конца и не удалось.
О личной жизни и детях Михаила Пореченкова.
После школы Алексей поступил в МГИМО, выбрав для обучения факультет международного права. О судьбе актера даже не помышлял, не планировал идти по родительским стопам. Но и политиком после получения диплома тоже не стал.
Есть предположение, что парень психически не здоров. Более 10 лет назад он начал записывать видеоролики с проповедями, выкладывал в интернет. Костолевский уверен, что видел Бога, общается с ним по четыре раза в неделю. Парень призывает всех людей покаяться и прийти в веру, напоминает фанатика и внешне нездорового человека.
Фильмы
Дебютной ролью Игоря Матвеевича в кинематографе стал безымянный студент МАИ из кинокартины «Семья как семья», вышедшей в 1970 году. Юный актер был частым гостем киностудии «Ленфильм» и однажды в коридоре увидел дверь с надписью: «Звезда пленительного счастья». Парень поинтересовался у ассистентки содержанием фильма и, услышав про декабристов, сказал пророческую для себя фразу:
«Я буду сниматься там».
Картина сделала из Игоря Матвеевича звезду российского кино и подарила ему амплуа романтического героя, обаянием и внешностью покорившего миллионы женщин по всей стране.
В следующий раз Костолевский появился на телеэкранах только спустя 2 года. Это была картина Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», где артисту досталась роль друга Сони Гурович. Особенность его персонажа заключалась в том, что у него почти отсутствовала речь, зато изобиловали немые сцены, снятые крупным планом. Самое важное значение в таких сюжетах имела игра глаз, молодому актеру успешно удалось воплотить созданный режиссером образ.
Игорь Костолевский в фильме «Звезда пленительного счастья»
Спустя еще 3 года Игорь Матвеевич снялся в киноленте «Звезда пленительного счастья» вместе с Ириной Купченко, Александром Баталовым, Натальей Бондарчук, Эвой Шикульской, Олегом Стриженовым. Сюжет во многом соответствует описаниям из романа Александра Дюма «Учитель фехтования», поэмы Николая Некрасова «Русские женщины», книг Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд» и Марии Марич «Северное сияние».
Следующей яркой ролью Костолевского стал Марин Мирою из картины «Безымянная звезда». Больше всего актеру запомнилась атмосфера, созданная режиссером Михаилом Козаковым. Премьера картины состоялась в Московском доме кино. Участники ленты не получили наград, но на кинофестивали фильм все же был отправлен. Тогда о Костолевском узнали в Румынии, где он стал национальным героем. А вот франко-румынская версия этой картины в стране успеха не имела.
В 1985 году Костолевскому досталась главная роль в художественном фильме режиссера Альберта Мкртчяна «Законный брак», где он снялся вместе с Натальей Белохвостиковой. Чтобы снять большую часть сюжета, создателям ленты пришлось позаимствовать вагон из «золотого запаса» музейной техники Министерства путей сообщения СССР.
Игорь Костолевский в фильме «В лесах и на горах»
В 1989 году на экраны вышла детективная лента «Тегеран-43», расширившая границы амплуа Игоря Матвеевича. Из романтического героя он превратился в героического разведчика, мужественно проходящего через тяготы военного времени. Для достоверной игры актеру представилась возможность познакомиться с реальным прототипом персонажа Геворком Вартаняном. Примечательно, что картина была снята совместно с зарубежной студией и легендами французского кино: Аленом Делоном, Курдом Юргенсом и Клодом Жадо.
В дальнейшем артист продолжил сниматься в картинах детективного жанра, которые привлекали его еще в детстве. К амплуа героя-романтика добавились и отрицательные роли. Хотя этого нельзя сказать обо всех его персонажах. В 2008 году фильмография Костолевского пополнилась мелодрамой «Время счастья», где ему достался очень интересный персонаж – разведенный профессор-гинеколог, у которого давно налажена одинокая жизнь, и единственное, чем он занимается, – любимая работа и коллекционирование офортов. Но однажды его жизнь меняется: к нему на аборт приходит девушка, которая беременна от его сына.
А до этого Игорь Матвеевич на протяжении 4 лет снимался в сериале «Шпионские игры», где исполнял полковника ГРУ Сергея Матвеева.
Игорь Костолевский в фильме «Триггер»
В 2014 году он сыграл Степана Трофимовича Верховенского в экранизации произведения Федора Достоевского «Бесы». 4-серийный фильм был отмечен на XV Международном телекинофоруме «Вместе» (Ялта) и получил премию «Золотой орел» в категории «Лучший телефильм или мини-сериал».
В 2021 году он снялся в детективном сериале «Преступление». Его коллегами по съемочной площадке стали Дарья Мороз, Павел Прилучный, Андрей Смоляков, Людмила Артемьева, Алена Хмельницкая и др.
Кстати, актеру даже поступали предложения из Голливуда – сняться с Брюсом Уиллисом в «Крепком орешке», например. Но он отказался, назвав сценарий «полной клюквой».
В 2006 году голливудский режиссер румынского происхождения Роберт Дорнхельм пригласил Игоря Костолевского на роль царя Александра I в телесериале «Война и мир», на этот раз он согласился.
К слову, с конца 1990-х Игорь Костолевский на экранах появляется реже, потому что есть ряд вещей, которые в кинематографе он категорически не принимает – «мат, гадость, кровища рекой». Он старается избегать подобной «чернухи» в кино.
Posted by Beyaz Az on Thursday, October 17, 2019
Игорь Костолевский, Елена Романова и его сын
В 2017-м он был назначен новым президентом российской национальной театральной премии «Золотая маска». На этой должности он сменил коллегу Георгия Тараторкина, который скончался 4 февраля 2021 года.
10 сентября 2021 года артисту исполнилось 70 лет. По этому поводу еще в июле он дал интервью «Собеседнику», где рассказал, что не планирует громких торжеств: праздник актер отметил в кругу коллег и любимой жены. Стоит признать, что артист на последних фото, появившихся в Сети, выглядит молодо для своего возраста.
9 сентября Первый канал показал документальный фильм о легендарном артисте. А на сайте Кремля в день его рождения появилось поздравление от Владимира Путина.
Тогда же Игорь Матвеевич появился в студии Первого канала в программе «Эксклюзив», вместе с женой-француженкой, где рассказал Дмитрию Борисову, как началась их любовь. Он также поведал, какую роль в этом сыграл Ален Делон, и, кроме того, были продемонстрированы уникальные кадры и воспоминания.
В 2021 году фильмография Игоря Матвеевича пополнилась драматическим сериалом «Триггер». Наряду с Костолевским в картине снялись Максим Матвеев, Роман Маякин, Светлана Иванова, Ян Цапник и другие.
Головокружительная карьера киногероя
Игорь Костолевский в молодости
Сначала Костолевский испытал свои силы, поступая в школу-студию МХАТ, но потерпел фиаско. Зато успешно сдал все экзамены в ГИТИС. Так началась творческая биография Игоря Костолевского.
Кинодебют актера состоялся в 70-м, когда он был еще студентом 2-го курса. В киноленте «Семья как семья» у него совсем маленький эпизод. Но благодаря ему уже через год Игорь Матвеевич получает приглашение от метра советского кинематографа Ростислава Ростоцкого сняться в киноленте «А зори здесь тихие». Он получил совсем небольшую роль Миши – знакомого Сони Гурвич. Но это была еще одна ступенька к вершине славы.
Нешаблонный красавец (рост и вес – 189 см, 91 кг) Костолевский благодаря внешности, харизме и таланту практически сразу стал получать ведущие роли в кино. Уже в 75-м актер получил роль декабриста Анненкова в ленте «Звезда пленительного счастья». Этот персонаж принес молодому актеру известность и огромное количество поклонниц. Все женщины огромной страны были без ума от статного красавца Костолевского. Его фото стали появляться на плакатах, открытках и обложках журналов. Эта кинолента стала визитной карточкой актера. Уже в следующем году он получает главную роль в военно-патриотическом фильме «Весенний призыв». Где воплотил образ студента-интеллигента, осваивающего трудности армейской жизни. Затем была заметная роль Жени Столетова в детективном сериале по роману Виля Липатова «И это все о нем».
В 1978-м Костолевскому посчастливилось заполучить еще одну интереснейшую роль в фильме «Безымянная звезда». Наивный астроном-любитель, преподаватель провинциальной школы, открывший новую звезду, внезапно влюбляется в яркую красавицу Мону, по стечению обстоятельств случайно оказавшуюся в его захолустье. Эта роль также стала знаковой в творческой карьере Игоря Костолевского. Затем была незначительная, но весьма заметная роль сына Милосердова в фильме Рязанова «Гараж».
В 80-м Костолевский сыграл героя-разведчика Бородина в кинодетективе «Тегеран-43». Советско-французско-швейцарский фильм отличается не только до мелочей продуманным сценарием, великолепной режиссурой и операторской работой, но и поистине звездным актерским составом. Коллегами Костолевского по съемочной площадке были:
- Ален Делон,
- Армен Джигарханян,
- Клод Жан,
- Наталья Белохвостикова,
- Альберт Филозов,
- Курд Юргенс,
- Жорж Жене.
После этой киноленты Костолевский стал признанным героем советского кино.
В 81-м году Костолевский был приглашен в лирическую комедию «Отпуск за свой счет» на роль талантливого инженера Юры. В этой киноленте он, казалось бы, играет самого себя – коренного москвича, представителя золотой молодежи, красавца и баловня судьбы.
В 85-м Костолевский и Наталья Белохвостикова снова создали любовный тандем в фильме «Законный брак». Эта кинолента была признана журналом «Советский экран» лучшим фильмом 1985 года.
«В фильме «Законный брак» ярко проявился не только мелодраматический талант Игоря Костолевского, но и комедийный. В одном из эпизодов он лихо отплясывал чечетку».
Личная жизнь
Статный красавец (рост – 189 см, вес – 91 кг) никогда не был обделен женским вниманием. Еще в студенческие годы он был влюблен в одну замужнюю знаменитость. Женщина была старше парня на добрый десяток лет, но это никак не останавливало молодого артиста.
Еще одна яркая веха в личной жизни Костолевского – роман, приключившийся на съемочной площадке «Гаража». Поговаривали, что объектом его внимания тогда стала Ольга Остроумова. На тот момент актриса была как раз в разводе со вторым супругом.
На съемках картины «Отпуск за свой счет» Игорь Матвеевич познакомился с актрисой Еленой Романовой, коллегой по съемочной площадке, которая в дальнейшем стала его первой официальной женой. Актер был старше артистки на 10 лет и поразил ее непохожестью на экранных персонажей, в жизни он оказался надежным, серьезным и заботливым. В 1981 году они сыграли свадьбу, а спустя 2 года у супругов родился сын Алексей.
жена Елена Романова с Игорем Костолевским
Posted by Aida Zlatina on Monday, October 7, 2019
Игорь Костолевский и его бывшая жена Елена Романова
К несчастью, у мальчика обнаружили астматический бронхит, из-за чего молодой семье приходилось тратить много денег на лечение. Но больше отношениям вредила популярность и многочисленные поклонницы актера, день за днем названивающие в квартиру артиста. Елена Вадимовна постоянно выслушивала сплетни и рассказы отчаянных поклонниц, но ревность сдерживала.
К концу 90-х отношения между супругами дали трещину, Игорь Матвеевич влюбился во французскую актрису Консуэло де Авиланд и, чтобы быть вместе с возлюбленной, подал на развод. Расставание с Романовой сопровождалось скандалом, актер с тех пор не поддерживает отношений с бывшей супругой.
Свадьбу с француженкой сыграли в 2001 году. Де Авиланд, всю жизнь ждавшая «декабриста», наконец-то нашла его в России и ради него даже покинула родную Францию. Женщина является официальным представителем ОАО «РЖД» в Париже. Консуэло внесла личный вклад в возобновление прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Парижем. За это в 2015 году была награждена президентом России Владимиром Путиным. Детей во втором браке Игоря Костолевского нет.
Posted by Beyaz Az on Thursday, October 17, 2019
Игорь Костолевский и его жена Консуэло де Авиланд
Сын Игоря Матвеевича Алексей окончил факультет международного права МГИМО, а затем поехал в Голливуд учиться на режиссера. Прочтя там Евангелие, он начал распространять его уже в России, выбрав необычный способ. Стоя с рупором у станции метро «Фрунзенская», молодой Костолевский произносил речи вроде «не идите по пути дьявола» или «когда придет Иисус, все грешники попадут в ад». Мать Алексея поддерживает сына и искренне недоумевает, почему его поведение считают странным, ведь таким образом он пытается добиться того, чтобы люди были ближе к Богу.
Совершенно другое мнение о поведении сына имеет Игорь Костолевский. Он расстроен, что мать так сильно влияет на него и не замечает, что парень психически нездоров. Как пояснил артист, Алексей уже лежал в психиатрической лечебнице и сейчас состоит на учете в психоневрологическом диспансере. По словам Игоря Матвеевича, он не может справиться с болезнью сына, поскольку мать препятствует, считая его больным.
Сам Игорь Матвеевич в социальных сетях не сидит, зато его коллеги по сцене нередко выкладывают на своих страницах в «Инстаграме» совместные с ним фото. А во «ВКонтакте» у артиста есть фан-страница, поклонники публикуют фильмы с его участием и различные сведения из его биографии.
Любовь и семья
Игорь Костолевский с Еленой Романовой и сыном Алексеем
Статному красавцу Костолевскому поклонницы приписывали множество звездных романов. Но все слухи, как правило, оказывались досужими вымыслами. При своей внешности, таланте и известности Игорь Матвеевич всегда был достаточно застенчив и скромен.
Его первый роман был недолгим, но девушка, с которой Игорь в то время встречался, совершенно случайно подтолкнула его на актерскую стезю. Любимая, как и Игорь, была коренной москвичкой из семьи высокопоставленных чиновников. Она вела богемный образ жизни, общалась со многими известными театральными актерами. Однажды она сказала, что Игорь невероятно похож на Сергея Есенина и с такими данными ему следует быть актером. Эти слова упали в благодатную почву, и молодой человек решился круто изменить свою судьбу.
«Актер еще долго не рассказывал родным о грандиозных изменениях в своей жизни. Когда родители узнали, менять что-то было поздно, да и бесполезно – интеллигентный Игорь отличался упрямством и умением настоять на своем»
Актеру молва постоянно приписывала романы с известными актрисами, особенно с теми, с кем приходилось играть любовь на экране. Это часто не соответствовало действительности, хотя первую жену актер встретил именно на съемочной площадке. Во время съемок «Отпуска за свой счет» актер познакомился с Еленой Романовой, которая играла его невесту Лену.
«О начале романа Елена вспоминает, что они с Игорем все три месяца, пока длились съемки, практически не расставались. По ее словам Игорь был полной противоположностью своего экранного героя, несмотря на биографическое сходство. В конце съемочного периода молодые люди решили создать семью».
После свадьбы Игорь и Елена стали партнерами не только в семье, но и в театре. Они планировали совместную работу на сцене, и не учли, что планы могут сорваться, когда появятся дети. Однако жена скоро ушла в декрет. В 1983 у них родился сын Алексей. Из-за проблем со здоровьем ребенка Елена была вынуждена надолго оставить актерскую карьеру. Ей также приходилось разбираться с поклонницами знаменитого мужа.
«Говоря о совместной жизни с Костолевским, Елена рассказывает, о многочисленных звонках и дежурствах под подъездом толп влюбленных женщин. Иногда приходилось отбиваться от нападок тех, кто решал выяснить отношения с законной супругой».
Вечные бытовые хлопоты, многочисленные поклонницы, профессиональная нереализованность и ревность Елены портили семейные отношения. Игорь же много работал, у него постоянно появлялись новые интересные роли в кино и театре. Личная жизнь отошла на второй план. Все это постепенно отдаляло супругов.
Консуэло де Авиланд и Игорь Костолевский
В 90-е годы культовый Питер Штайн пригласил Костолевского сыграть в Орестее на сцене одного из шведских театров. В этой постановке его партнершей была Консуэло де Авеланд. Сначала пикантная француженка заинтересовала Игоря Костолевского своим актерским мастерством, и немного позже их отношения переросли в нечто большее. Чувства были настолько сильны, что Игорь не мог их скрывать от жены и попросил развод, который был длительным и болезненным.
Хотя Игорь и Консуэло встретились уже в зрелом возрасте, их роман развивался так стремительно, как это бывает только в молодости. Для них не стали преградой ни разница в менталитетах, ни национальность, ни расстояния. Французская аристократка бросила сцену, оставила родину и переехала к любимому. Жена Консуэло Костолевская ради мужа поменяла даже веру – она приняла православие и получила при крещении имя Евдокия.
Игорь Костолевский сейчас
Сейчас Игорь Матвеевич продолжает играть в театре и сниматься в кино. С 10 февраля по 5 марта 2021 года на Первом канале вышел психологический триллер Дмитрия Тюрина «Триггер» с участием Костолевского. Его герой – психолог-психотерапевт Александр Андреевич Стрелецкий, отец главного персонажа Артема – психолога-провокатора, которого сыграл Максим Матвеев.
Идея создания такого сериала зародилась за счет знакомства продюсера ленты Александры Ремизовой с психологом Сергеем Насибяном, который является адептом провокативного метода и применяет его в профессии.
Среди зрителей и телекритиков эта лента получила неоднозначные оценки. Как они отметили, подобные проекты уже были в российском кино, но этот фильм оказался более успешным.
Жизнь Костолевского в театре тоже не остановилась. В 2021 году у него появилась новая роль Сарафанова в постановке режиссера Анатолия Шульева, созданной по пьесе Александра Вампилова «Старший сын».
Актер сейчас
В 2018-м Игорю Матвеевичу исполнилось 70 лет. Несмотря на почтенный возраст, отлично выглядит и как всегда много работает. У него по-прежнему много не только театральных проектов, но и работ в кино. Он продолжает играть на сцене любимого театра, в котором служит уже 45 лет. Фильмы с участием Игоря Матвеевича по-прежнему любимы зрителями всех возрастов. С 2017-го Игорь Костолевский – президент национальной театральной премии «Золотая маска».
«На вопросы о своей прекрасной форме, актер отвечает, что достаточно ленивый человек, однако заставляет себя посещать спортзал. Когда у него есть роли в кино, ему гримеры немного подкрашивают волосы. Но самый главный секрет его молодости – это творческая неуспокоенность и то, что к своему возрасту он не относится серьезно».
5 / 5 ( 12 голосов )
Жена декабриста
Как настоящая жена декабриста, француженка последовала за мужем. Переезд из Франции в Россию дался нелегко. Когда-то Консуэло чуть не погибла: самолет, в котором она находилась, чудом удалось посадить. С тех пор женщина не могла преодолеть страх полетов.
Консуэло де Авиланд на церемонии вручения Ордена Дружбы в Кремле. Фото: пресс-служба президента России
И, когда она собралась ехать к любимому, вдруг обнаружилось, что ехать нечем — можно только лететь! Прямых поездов из Парижа в Москву просто не было.
Использовав все свои связи, в том числе знакомство с дипломатами, Консуэло добилась возобновления железнодорожного сообщения между двумя столицами. Заодно в маршрут включили Ниццу. Неугомонная француженка привнесла столько хорошего в российско-французские отношения, что в 2015 году президент Путин наградил ее Орденом Дружбы.
Юбилей декабриста Костолевского они будут праздновать вместе. Они вообще стараются как можно больше времени проводить вдвоем. И об одном просят Вселенную: чтобы она отпустила им как можно больше времени для них двоих. Почему нет? Однажды же их услышали!
Анна Русич
Игорь Костолевский Интересная история культура Наши герои шоу-бизнес
Яркие образы вместо главных ролей
Театр им. Маяковского и режиссер Андрей Гончаров не баловали Игоря главными ролями. Зато яркие кинообразы вполне компенсировали невостребованность на театральном поприще. Роль молодого декабриста графа Анненкова в картине «Звезда пленительного счастья» принесла известность, Игоря начали приглашать на съемки.
Во время работы над лентой «Отпуск за свой счет» партнершей Игоря на съемочной площадке стала Елена Романова. В фильме персонажи Лены и Игоря были постоянно ссорящейся парой. Парой они стали и вне съемок.
Кадр из фильма «Отпуск за свой счет», 1981 год
Елена вскоре родила Игорю наследника, и вроде бы все в семье было хорошо и правильно. Но отношения подточили постоянные неурядицы, вызванные выходками поклонниц. Фанатки звонили жене Костолевского по ночам, выдумывали дикие истории, закатывали истерики, не желая мириться с тем, что их кумиром владеет какая-то там «актриска».
Ревность разрушила их брак: Игорь стал уходить из дома и гонял по ночной Москве на машине, чтобы успокоиться после очередного скандала. Именно тогда он просил Бога, чтобы он послал ему ту, с кем он наконец обретет счастье и покой.
«От роли поручика Анненкова я поначалу отказался…»
1. Например, мало кто знает, что мама Игоря Костолевского, Витта Семеновна, родилась в Минске и прожила 101 год. А сам он снялся в двух белорусских фильмах — в «Игре воображения» Пташука и «Вечном жиде» по произведению Федора Михайловича Достоевского. Игорю всегда нравился Минск, его спокойные и доброжелательные люди.
2. Первая любовь Игоря Костолевского, сына крупного советского чиновника, начальника «Экспортлеса» министерства внешней торговли СССР, и была виновата в том, что он стал актером. Девушка считала, что тот похож на Есенина, а потому его непременно возьмут в актеры. Импозантный десятиклассник пошел поступать в Школу-студию МХАТ и, конечно, провалился. От неминуемого «зажима» перед сидящими за столом звездами театра и кино он начал раздеваться: снял плащ, пиджак, начал расстегивать рубашку… И когда кто-то из экзаменаторов спросил, не перепутал ли он театр с баней, опомнившись, прочел «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» и был таков. Но на выходе ему предложили … поступать на будущий год. В Игоре взыграло самолюбие: в следующем году он, по его словам, поступил «во все театральные вузы столицы». А та любовь — она, конечно же, прошла…
3. Заканчивая ГИТИС, Костолевский не был утвержден на пробах на «Ленфильме» в картину «Врача вызывали?». И когда ассистентка вела «неудачника» по коридору студии, тот вдруг увидел табличку с надписью: «Звезда пленительного счастья». И, узнав, что фильм о декабристах, тут же брякнул: «Я там буду сниматься» — и тут же про это забыл. А потом на гастролях театра в Новосибирске вдруг получил телеграмму от режиссера Владимира Мотыля, в которой тот звал его пробоваться в «Звезде». Роль поручика Анненкова в сценарии была очень маленькая, Игорь решил, что играть тут нечего, и отказался. Владимир Яковлевич все-таки уговорил попробовать — уж очень актер походил на Анненкова внешне, что для Мотыля, как для историка, было важно. Перед съемками Мотыль сказал: «Смотри, можешь все выиграть, а можешь проиграть». А в фильме снимались Смоктуновский, Баталов, Янковский, Купченко, Бондарчук, и проигрывать юной звезде очень уж не хотелось.
4. «Не ожидал, что ты так сыграешь». Эти слова звучали рефреном при встречах Игоря Костолевского с главрежем «Маяковки» великим Андреем Гончаровым. Один из столпов русского театра 70-х изнутри чувствовал, что это будет успех успехов, и ревновал молодого актера своей труппы к «Звезде» и иногда даже не отпускал сниматься. А вообще, Игорь Матвеевич Андрею Александровичу благодарен, во-первых, за то, что тот взял его в «Маяковку», а во-вторых, за то, что не выгнал. Потому что после первого курса он выгонял Костолевского за профнепригодность. Гончаров имел особенность на актеров орать, а Костолевский к этому был с детства не особенно приучен и оттого стал слишком зажатым — каждый выход на сцену был для молодого киногероя суровой пыткой, у него абсолютно не было силы воли и никакой веры в себя. А Гончаров, у которого крик на актеров был просто способом профессионального общения с ними и воспитания, их в Костолевском развил.
5. Игорь Матвеевич всегда называл себя «кипучим лентяем» и считает, что это отличное качество. По-крайней мере «леность русского барина» он всегда в себе ощущал («Ты ленишься, а совесть тебя гложет, гложет…»). И начинал что-то делать, когда доходит уже до критического момента. Это касается и его героев. Взять того же Плюшкина, которого сам Гоголь обличил как «прореху на человечестве». Костолевский всегда понимал, что все внешние штучки — грим и прочее — начнут работать только когда найдешь суть, боль человека. Ведь Плюшкин — несчастный брошенный старик, который когда-то был рачительным помещиком, но у него умерла жена, одна дочь сбежала со штабс-ротмистром, сын — в полк… Актер таких плюшкиных сегодня очень часто видит в метро, в переходах, на вокзалах. «Поэтому мне смеяться над горем персонажа, которого я показываю на сцене, неохота, — говорит Костолевский, — а хочется понять его, подумать над тем, что он чувствует».
6. Прогулки по Москве с девушкой в поисках уединения — вот с чего начался контакт Игоря Костолевского с театром им. Маяковского. Как-то они проходили мимо «Маяковки». Пошел дождь. Не только не зная, что это за театр, да и вообще в театрах бывавший к тому времени раза два, Игорь предложил барышне купить дешевые билеты. Они сели на галерку и дальше он помнил только какой-то помост и некоего артиста, потрясающе танцевавшего: все остальное время спектакля влюбленные целовались. И когда зажегся свет, к парочке подошел администратор и предложил покинуть зал за аморальное поведение. «Какое же г… этот ваш театр!» — покидая зал, произнесла будущая звезда «Маяковки». А артист, который тогда танцевал на сцене, был Саша Лазарев, в будущем любимый партнер Игоря Матвеевича.
7. Интересно, что актер вовсе не думает, что так уж хорош собой, причем без малейшего кокетства. И считает, что у него есть много чего, что он в себе поменял бы. Костолевский уверен в том, что мужчине нужно сосредоточиваться несколько на других вещах, особенно если он занят не в модельном бизнесе. Актерство — «профессия, в которой есть своя специфика: чем больше тебе отпущено, тем больше с тебя спрос. Ты должен быть интересным, убедительным, должен открывать какие-то новые грани. Это основная задача. По крайней мере во второй половине жизни».
8. Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей — Вестника в «Орестее» Эсхила. После возвращения в Россию по приглашению режиссера Петера Штайна сыграл в той же «Орестее», но уже роль Аполлона. После этого у Игоря Матвеевича начался весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он занят в спектаклях «Кин IV», «Нора» Ибсена, «Женитьба» в Театре на Покровке, «Арто и его двойник» у режиссера Валерия Фокина, а также во множестве других постановок. В 1995 году Костолевский был удостоен звания народного артиста Российской Федерации. В 2000 году ему присудили Государственную премию России за Подколесина в спектакле Театра на Покровке «Женитьба», а в 2004-м наградили орденом Почета.
9. С Консуэло, французской актрисой Консуэло де Авиланд, они познакомились на спектакле «Арт» в театре Пушкина. Она была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Москве и одновременно репетировала у Валерия Фокина. Ни «Звезды», ни других фильмов с Костолевским Дуся — так называет супругу сам актер — не видела. Консуэло в свое время пробила идею восстановить железнодорожное сообщение между Россией и Францией, но об успехах этого проекта ее супруг мог судить лишь по косвенным признакам, например по тому, что жена регулярно приезжала к нему из Франции поездом. Какое-то время назад Консуэло стала официальным представителем РЖД в Париже. Но все-таки большую часть жизни супруги проводят не в дороге и порознь, а вместе, в Москве. На 50-летие Консуэло подарила Костолевскому звезду, названную его именем, — сертификат, выданный соответствующим швейцарским департаментом.
10. Костолевский всячески борется с образом мягкотелого джентльмена, привязавшегося к нему после нескольких ролей. «Я не мягкий и не лояльный, — говорит он про себя, — в актерском деле нужно уметь говорить «нет», нужно уметь достойно проигрывать, потом опять набираться мужества и идти вперед, утираться и все равно идти дальше, и только так!.. Бесхребетным тут быть нельзя». Тут актер любит вспоминать эпизод из «Звезды пленительного счастья». «А почему кавалергард не скачет верхом?» — спросил как-то Костолевский у Мотыля. — «А ты умеешь?» — «Нет». Костолевский пошел в конную школу и научился. Дальше: «А почему кавалергард без романса?» Мотыль отвечает: «Я разругался с Булатом. Если хочешь, позвони ему и предложи». Костолевский Булата Окуджаву знал только по его песням, но позвонил: «Булат Шалвович, я играю в таком-то фильме такую-то роль. Не могли бы вы написать к ней романс?» — «Ну расскажите мне про вашу роль». Рассказал, Окуджава велел позвонить послезавтра. Звоню. И он мне: «Игорь, вы так хорошо мне рассказали, что я все написал».
11. К современной публике Костолевский относится с пониманием: «Мы отражаем зрителя, зритель отражает нас». В театре сегодня очень много низкопробного, считает актер, и зритель начинает думать, что так оно и должно быть. «А что касается поведения публики в зале — выросло целое поколение молодых людей, которые просто не знают, что такое театр и как там себя вести. Приходят, как на стадион, жрут попкорн, пьют пиво, орут… А с другой стороны, слава Богу, что пришли. Раз придет, другой придет, может, ему что-то и откроется». Однажды во время спектакля Игорь Матвеевич даже услышал из зала: «Говори громче, я в театре!». А однажды в детстве родители привели Игорька в Большой на «Лебединое озеро». Сыграли увертюру — и полная темнота. «Я сидел-сидел, а потом подбежал к рампе и заорал: «Начинайте!»
Главные роли в фильмах
Во второй половине 80-х Костолевский по контракту, заключенному с норвежским театром, сыграл одну из своих лучших театральных ролей — Вестника в «Орестее». В России в аналогичном спектакле он играет роль Аполлона. Дальше идет плодотворная работа в театре и кино. Костолевским сыграны главные роли в фильмах:
- «Гобсек»;
- «Шут»;
- «Вход в лабиринт»;
- «Вечный муж»;
- «Завтрак с видом на Эльбрус»;
- «Кодекс бесчестия»;
- «Самозванцы».
























