Ее семья
Елена Борисовна Добронравова, актриса театра и кино, увидела этот мир жарким июльским днем 1932 года. Она была дочкой актрисы Марии Добронравовой и великого мхатовца Бориса Добронравова, сестрой которого, в свою очередь, являлась одна из легендарных вахтанговок — Елизавета Алексеева.
Добронравова Елена Борисовна выросла в одном из интеллигентных московских семейств, которое всегда было верно канонам драматического искусства. Благодаря исключительной работоспособности, огромному таланту и желанию сделать все вокруг лучше посредством своей игры на театральной сцене и на съемочной площадке ей удалось не потеряться среди именитых родственников. Надо отметить, что ее вторым домом стал не МХАТ (хотя в его школу-студию она и поступила сразу), а театр им. Вахтангова. Так, продолжая семейную традицию, после окончания учебы девушка стала драматической актрисой на сцене именно этого храма искусства.
Очень скоро Елена Добронравова стала одной из ведущих актрис в знаменитых стенах, сыграла много значительных ролей: Ольгу Книппер-Чехову в «Насмешливом моем счастье», Октавию в «Антонии и Клеопатре», Александру в «Фоме Гордееве» и других, не менее интересных.
Добронравова Елена Борисовна
Добронравова Елена БорисовнаЗаслуженная артистка РСФСР (1968) Родилась 21 июля 1932 года. Умерла 24 января 1999 года.
Елене Добронравовой самой судьбой было предначертано стать актрисой. Родившаяся в театральной семье, она с самого раннего детства впитала в себя дух сцены, дух лицедейства. Её отец – знаменитый артист МХАТа Борис Георгиевич Добронравов (1896–1949) жил театром и умер на сцене. Мать – артистка вокально-драматической части МХАТа Мария Юльевна Добронравова (1900–1964). Тётка, родная сестра отца, — одна из представительниц выдающейся когорты вахтанговской школы Елизавета Георгиевна Алексеева (1901–1972). Это были знаковые имена отечественного театрального искусства. Их любили, ими восхищались, их актёрское мастерство было примером для многих последующих поколений артистов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и юная Лена, буквально выросшая за кулисами, тоже «загорелась» сценой. И, конечно же, после окончания школы её взоры были устремлены на МХАТ, где так ярко блистал её отец. Она была принята в Школу-студию, но через два года перевелась в Театральное училище имени Щукина на курс Анны Алексеевны Орочко, где влилась в компанию известных в будущем артистов: Антонины Дмитриевой, Юлиана Панича, Татьяны Надеждиной, Леонида Сатановского, Александра Шворина, Григория Абрикосова, Гарри Дунца. С двумя последними однокурсниками после окончания училища в 1954 году она была принята в труппу Театра имени Евг. Вахтангова и осталась там на всю жизнь. Сразу же стала много и интересно играть. Рубен Николаевич Симонов старался максимально разносторонне раскрыть её лирико-драматическое дарование, доверяя ей роли центральных героинь в классических и советских пьесах. В первый же год своего пребывания на вахтанговской сцене она сыграла Урсулу в «Двух веронцах» и Катерину в «Человеке с ружьём». За ними последовали Саша в «Фоме Гордееве», Офелия в «Гамлете», Наташа в «Городе на заре», Саша в «Живом трупе», Ольга Книппер в «Насмешливом моём счастье». А подоспевшая вскоре работа в кино окончательно закрепила успех начинающей актрисы. Её Катя Травникова в «Большой семье» пленила зрителей своей женственностью, нежностью, красотою, решительностью. И совершённая ею подлость в отношении главного героя вместо справедливого негодования вызывала жалость и сочувствие. «Большая семья» стала одним из предвестников приближающейся оттепели и имела большой зрительский успех. Алексей Баталов и Елена Добронравова, исполнившие главные роли, прославились на весь Советский Союз. Но если кинокарьера Баталова успешно продолжилась целым рядом ярких и интересных работ, то у Добронравовой было всё наоборот. Она снималась время от времени, но все её последующие роли на экране были уже менее значительны. Валя в «Город зажигает огни», Надя в «Золотом эшелоне», Фрося в «Рабочем посёлке», Вильма Мартинелли в «Их знали только в лицо», Нина Савина в «Повести о чекисте», Елена Флетчер-Жданович в «Миссии в Кабуле», Елена Николаевна в «Москва, любовь моя» были сыграны Добронравовой на высоком профессиональном уровне, поддержали интерес к ней режиссёров и зрителей, но для самой актрисы событием не стали.
После ухода из жизни Рубена Симонова начался спад в театральной деятельности Елены Добронравовой, успешно длившейся на протяжении четырнадцати лет. Сыгранная ей в 1968 году Елена Николаевна в «Детях солнца» стала последней звёздной ролью актрисы на сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Сменивший Рубена Николаевича на посту главного режиссёра его сын Евгений Симонов видел своими фаворитками других актрис, а Добронравовой отныне доставались лишь роли второго плана: Октавия («Антоний и Клеопатра»), мадемуазель де Розье («Лето в Ноане»), Роза Интрульи («Великая магия»), княгиня Бетси Тверская («Анна Каренина») и другие. Свою последнюю роль – Матильду в «Великой магии» — она получила в 1988 году.
Личная жизнь Елены Борисовны, как и творческая, тоже сначала складывалась хорошо. Брак с писателем Эдуардом Юрьевичем Шимом (Шмидтом) (1930–2006) преподнёс ей интересный круг знакомств, благодаря которому она окунулась в новую для себя писательскую стихию. Участвовала в долгих беседах об искусстве, о театре, о прочитанных книгах.
В жизни Добронравова была, с одной стороны, флегматичной и отстранённой, с другой – энергичной и пробивной. Если ей что-то было нужно, она этого добивалась. Была очень наблюдательной, могла охарактеризовать человека несколькими меткими словами. Обладала хорошим чувством юмора, любила посмеяться. Прекрасно водила машину, специально выучившись этому у профессиональных специалистов. К бытовой стороне жизни была не очень приспособлена. Долгие годы ей помогала по хозяйству домработница Настя, готовившая ей и убиравшаяся в её квартире, которая была заставлена красивой дорогой мебелью, с расстеленной на полу большой медвежьей шкурой и развешанными на стенах фотографиями.
Некогда активная творческая жизнь Елены Добронравовой к концу восьмидесятых сменилась невостребованностью. Ролей в театре ей больше не предлагали, в кино прекратили снимать ещё на рубеже семидесятых-восьмидесятых. Брак с Эдуардом Шимом распался. Детей у них не было. Актриса осталась совершенно одна. Её, как могли, поддерживали друзья и коллеги. Но навалившееся со всей силой одиночество и отсутствие ролей окончательно подорвали её здоровье. Елена Добронравова ушла из жизни в полном забвении. Ни в прессе, ни на телевидении не появилось ни одного сообщения о кончине некогда известной актрисы.
Фильмы и роли:
1954: «Большая семья» (Катя Травникова); 1956: «300 лет тому…» (Соломия); 1958: «Город зажигает огни» (Валя); 1959: «Золотой эшелон» (Надя); 1963: «Завтрашние заботы» (Агния); 1965: «Рабочий поселок» (Фрося); 1966: «Их знали только в лицо» (Вильма Мартинелли), «Я родом из детства» (Люся); 1967: «Щит и меч» (глухонемая); 1968: «Портрет Дориана Грея», тв (Герцогиня); 1969: «Обвиняются в убийстве» (Васина), «Повесть о чекисте» (Нина Савина); 1970: «Миссия в Кабуле» (Елена Флетчер-Жданович); 1972: «Командир счастливой “Щуки”» (Веденина); 1974: «Москва, любовь моя» (Елена Николаевна); 1976: «Здесь мой причал», тв (Анна Сергеевна); 1980: «Мелодия на два голоса», тв (сотрудница ЗАГСа), «Тегеран-43» (мадмуазель Эраль).
Первые шаги в кино
Ее знакомство с кинематографом произошло еще в 1954 году, когда молодая актриса Елена Добронравова дебютировала в картине «Большая семья», созданной одним из талантливейших режиссеров двадцатого века – Иосифом Ефимовичем Хейфицем. Несмотря на то что роль была небольшой, зрители очень хорошо запомнили Елену.
Именно за работу над ролью Катюши Травниковой Добронравова стала лауреатом премии Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль». Жюри даже включило ее роль в число обладателей данной премии. Это было великолепным стартом для развития карьеры Елены. Но не все получилось так, как предполагалось…
Биография
Лена Добронравова родилась 21 июля 1932 года в артистичной среде. Предки — артисты МХАТа Борис Георгиевич Добронравов (1896—1949) и Мария Юльевна Добронравова (1900—1964). Драматической актрисой была и родная тётка — Елизавета Алексеева, актриса театра Вахтангова. Молодая Лена по домашней традиции стала драматической актрисой. В 1950 году, после окончания школы с золотой медалью, поступила в Школу-студию имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе, где проучилась два года (1950—1952), а потом перебежала в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Вахтанговском театре, которое окончила в 1954, преподаватель А. А. Орочко (на одном курсе в Е. Добронравовой обучались Григорий Абрикосов, Юлиан Панич, Леонид Сатановский, Антонина Дмитриева, Александр Шворин).
По окончании училища в 1954 году была принята в театр Вахтангова, на ту же сцену, где работала её родная тётя Елизавета Алексеева, им нередко приходилось играть совместно. В театре актриса сходу была задействована в почти всех спектаклях. А не считая того, на неё здесь же направили внимание кинорежиссёры и она стала сниматься в кино. На сцене театра Вахтангова актриса проработала до конца жизни: с 1954 по 1999 гг.
Е. Б. Добронравова погибла 24 января 1999 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с родителями.
Легендарные фильмы прошли мимо…
1957 год. Он мог бы оказаться более чем удачным для кинокарьеры молодой актрисы. Ее приглашают на главную роль в эпохальной картине Михаила Калатозова «Летят журавли». Автору повести под названием «Вечно живые» (именно по этому произведению и был снят фильм) — Виктору Розову — очень понравилась девушка-красавица. Он был уверен, что никто не сможет сыграть Веронику лучше, чем Елена. Только Калатозов решил все по-своему. Режиссер действительно очень долго размышлял над тем, кому отдать эту роль. Это были сложные муки непростого выбора. Окончательный вердикт не оставил Добронравовой ни малейшей надежды: Калатозов предпочел Татьяну Самойлову, посчитав, что внешний вид Елены не очень подходит, ведь девушка, несмотря на юный возраст, выглядела довольно солидно и взросло.
Что происходило в тот момент в душе Добронравовой, не знает никто. Она старалась больше работать, погружаясь в пучину съемок как можно глубже. Конец пятидесятых ознаменовался для Елены несколькими фильмами, которые были в те годы очень успешными. Так Елена Добронравова подтверждала свою уже сложившуюся репутацию кинозвезды.
Спустя несколько лет тяжелая для нее ситуация повторилась. Добронравову приглашают в другой легендарный фильм — «Офицеры». Она уже была утверждена на главную роль — той самой Любы Трофимовой, когда опять возникла странная ситуация. Актрису отличало необычное для того времени и тех женщин мышление. Но ее это не удивляло. Еще бы: она же дочь великого артиста! Поэтому всякий раз, когда начинались съемки, она старалась внести свою лепту в этот процесс. Режиссер решил, что Люба никогда не ответит на чувства друга ее мужа — Вараввы (его играл Лановой). Но Елена Добронравова имела свое собственное время по этому поводу. Актриса была уверена, что концепция, предложенная ею, более правильная и выглядит натурально. Она хотела, чтобы ее героиня смогла ответить на чувства друга семьи. Именно на этой почве Добронравова и режиссер начали конфликтовать. Итог был для нее неутешителен: Елену сняли с этой роли. В итоге Любу Трофимову сыграла Алина Покровская.
Самое интересное
Актрисы, победившие алкогольную зависимость (15.05.2019)
Актрисы с большими носами (22.03.2018)
Сниматься в кино Елена Борисовна начала сразу после окончания вуза, и ее первой ролью стала Катя Травникова в «Большой семье», сразу принесшая актрисе популярность и награду на Каннском фестивале.
На фото: Елена Добронравова в фильме «Большая семья»
Больше подобной роли в карьере Елены Добронравовой не было, хотя к каждой, даже самой маленькой роли она подходила с большой ответственностью и всегда играла идеально.
Огромной профессиональной трагедией для Елены Борисовны стали две ее несостоявшиеся роли, которые могли бы вывести ее на более высокий уровень. Первая из них – Вероника в «Летят журавли».
На фото: Елена Добронравова в фильме «Золотой эшелон»
Добронравова сразу понравилась автору повести, по мотивам которой снят фильм, Виктору Розову, но режиссер ленты Михаил Калатозов решил, что она немного старовата для этой роли и предпочел студентку Татьяну Самойлову.
«Добронравова выглядит слишком солидно», – сказал Калатозов.
Этот отказ выбил актрису из колеи, и, чтобы отвлечься от горьких мыслей, она погрузилась в работу. К сожалению, тот неприятный эпизод почти один к одному повторился в судьбе Елены Борисовны спустя несколько лет.
«Город зажигает огни»
Она могла бы стать звездой одного из популярнейших фильмов – «Офицеры», снявшись в роли Любы Трофимовой. Актрису подвела ее самоуверенность и привычка спорить с режиссерами. Дело в том, что Добронравова настаивала на том, чтобы Люба ответила на чувства Ивана Вараввы, и это не нравилось режиссеру картины.
В результате Добронравовой, успевшей сняться в нескольких эпизодах, указали на дверь, а вместо нее утвердили Алину Покровскую. Этот случай стал причиной тяжелейшей депрессии, в которую впала актриса, она замкнулась, старалась меньше общаться с друзьями и знакомыми.
В театре для Елены Борисовны тоже все складывалось не лучшим образом – после смерти прежнего режиссера Рубена Симонова ей пришлось довольствоваться лишь ролями второго плана, и это только усиливало ее депрессивное состояние.
По Станиславскому
Эта рана так и осталась навсегда в ее сердце. В фильмах «Командир счастливой щуки» и «Москва моя» сыграла заметные роли Елена Добронравова. Личная жизнь ее была полностью посвящена театру им. Вахтангова где она проработала всю жизнь. Актриса ни разу не выходила замуж, жила довольно замкнуто и уединенно. Возможно из-за того, что ей были присущи душевный консерватизм и культура поведения, уже почти исчезнувшая сегодня, она и не смогла создать семью. В последнее время Добронравова находилась в очень тяжелом состоянии, общаясь всего с несколькими людьми.
Она ушла из жизни холодным январским днем в 1999 году, найдя свое последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Но и сейчас, спустя столько лет после ее смерти, можно с уверенностью сказать, что она была истинной актрисой, любившей не себя в искусстве, а искусство в себе.
Причина смерти Елены Добронравовой
В последние годы личная жизнь Елены Добронравовой была безрадостной – актриса была одинока, много болела. Круг общения она свела к минимуму, бывшие коллеги по театру почти забыли о ней.
Несомненно, на состояние Елены Борисовны повлияли неудачи, преследовавшие ее в творческой биографии – ролей в театре практически не давали, в кино она в последний раз снялась в восьмидесятом году в маленькой роли секретаря в картине «Тегеран-43».
Невостребованность, отсутствие возможности для реализации своего незаурядного таланта сделали свое дело, Добронравова почти постоянно находилась в состоянии депрессии, болезни преследовали ее, и это, в конечном счете, стало причиной смерти этой замечательной актрисы.
Она умерла в девяносто девятом году в возрасте шестидесяти шести лет и похоронена на Новодевичьем кладбище.
Детские и юношеские годы
На свет будущий артист появился 11 сентября 1961 года. Детские и юношеские годы проходили в городе Таганрог, Ростовской области. Родители были простыми рабочими. Глава семьи трудился на стройке, а мама работала на хлебозаводе. Фёдор младший ребёнок в семье, у него есть старшая сестра Любовь.
Федор Добронравов
Добронравов с раннего детства был творческим ребёнком. Он обладал очень красивым высоким сопрано, поэтому родители отдали его на пение. Позже стал выступать на всевозможных концертах, творческих вечерах. Также принимал участие в различных вокальных конкурсах.
Федор Добронравов с детьми
Мама и папа очень гордились сыном. Уже к десяти годам юный талант стал довольно популярен в Таганроге. Ему очень нравилась музыка и пение, но заниматься он хотел совсем не этим. Мальчика притягивал цирк, и он мечтал о цирковой карьере. Фёдор чётко понимал, что ради достижения заветной цели надо терпение и большой труд. Это и с подвигло его всерьез заняться спортом. Он занимался в нескольких спортивных секциях, где обучался волейболу, баскетболу, боксу и прыжкам в воду.
Федор Добронравов в молодости
В составе танцевально-циркового коллектива юноша разрабатывал собственные номера, которые показывал в летнем театре родного города. Стоит отметить, что загруженный график мальчика не стал причиной плохих оценок. Школу он окончил с неплохими оценками. После школьного выпускного отправился покорять столицу и осуществлять заветную мечту — учиться в цирковом училище. К сожалению, поступить не получилось, так как в данное заведение брали лишь тех, кто уже отслужил в армии.
Добронравов не отступил от своей цели и решил отслужить в армии. Два года проходил службу в специальной дивизии ВДВ. За это время многое поменялось, он оставил все прошлые планы и вернулся в Таганрог, где устроился работать на завод.
Федор Добронравов в армии
Будущий артист работал не покладая рук. За пару лет сменил сразу несколько различных специальностей от слесаря-сборщика до наладчика лаконаливочной машины. На протяжении всего этого время несколько раз ездил подавать документы в Московское цирковое училище, но его так и не приняли.
Федор Добронравов сейчас
Творчество
Роли в театре
- 1956 — «Фома Гордеев» Горьковатого. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Саша
- 1957 — «Город на заре» А. Н. Арбузова. Режиссёр: Е. Р. Симонов — Хор
- 1963 — «Принцесса Турандот», возобновление. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Рабыня Турандот
- 1965 — «Насмешливое моё счастье» Л. А. Малюгина. Режиссёр: А. И. Ремизова — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
- 1971 — «Антоний и Клеопатра» Шекспира. Режиссёр: Евгений Симонов — Октавия, сестра Цезаря и супруга Антония
- 1976 — «Лето в Ноане» Я. Ивашкевича. Режиссёр: Аугуст Ковальчик — мадемуазель де Розьер
- 1980 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Алексей Кузнецов — Роза
Также посреди ролей: «Господа Глембаи» — баронесса Шарлотта Кастелли-Глембай, «После разлуки» — Антонина, «Человек с ружьём» — Катя, «Живой труп» — Саша, «Иркутская история» — 2-ая любовь Сердюка, «Дети солнца» — Лена, «Коронация» — Нина, «Анна Каренина» — Бетси Тверская, «Гамлет» — Офелия.
Роли в кино
- 1954 — Большая семья — Катя Травникова
- 1956 — Триста лет тому… — Соломия
- 1958 — Город зажигает огни — Валя Острогорская
- 1959 — Золотой эшелон — Надя
- 1962 — Завтрашние заботы — Агния
- 1965 — Рабочий посёлок — Фрося Мехотнёва
- 1966 — Их знали исключительно в лицо — Вильма Мартинелли
- 1967 — Курьер Кремля
- 1968 — Портрет Дориана Грея — баронесса
- 1968 — Щит и клинок Кинофильм 1-й «Без права быть собой» — глухонемая с собачкой
- 1969 — Инкриминируются в убийстве — мама Васина
- 1969 — Повесть о чекисте — Нина Савина, школьная подруга Крафта
- 1970 — Миссия в Кабуле — миссис Флетчер-Жданович Лена
- 1972 — Командир счастливой «Щуки» — Светлана Ивановна Веденина, главный инженер плавбазы
- 1974 — Москва, любовь моя — Лена Николаевна
- 1975 — Саркастическое моё счастье — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
- 1976 — Тут мой причал — Анна Сергеевна
- 1978 — Лето в Ноане — мадемуазель де Розьер
- 1979 — Этот умопомрачительный мир. Выпуск 2 (Янки при дворе короля Артура, фильм-спектакль) — царица
- 1980 — Антоний и Клеопатра — Октавия, сестра Цезаря и супруга Антония
- 1980 — Величавая мистика
- 1980 — Мелодия на два голоса — работница ЗАГСа
- 1980 — Тегеран-43 — секретарь Легрэна






















