2 октября 2021 года в одной из московских больниц скончался легендарный артист эстрады Роман Карцев. В последние годы жизни он уже не мог активно заниматься творческой деятельностью по причине давней болезни. У любимца миллионов была счастливая судьба, так как он сделал блестящую карьеру, много лет занимался любимым делом и создал прекрасную дружную семью.
Творческая биография 79-летнего артиста была обширной и многогранной, благодаря чему он оставил после себя немало воспоминаний о своих многочисленных театральных работах и юмористических номерах. А вот молодое поколение хорошо его знает по ролям в кино, где его герои покоряли своей харизмой и меткими высказываниями. Еще при жизни Юрий Никулин выделил юмористические способности этого артиста, назвав его хорошим клоуном.
Детство и юность
Годы войны семья Кацев провела в омской эвакуации. Отец ушел на фронт. Бабушка и дедушка, оставшиеся в оккупации, погибли. В 1945 г. семья вернулась в Одессу, а в 1946 г. с родными воссоединился отец, демобилизовавшийся из армии. Мама, Сура-Лея Рувиновна Фуксман, для близких просто Соня, работала в отделе техконтроля на обувной фабрике, затем стала парторгом на предприятии. Отец, Аншель Зельманович, бывший нападающий футбольной сборной г. Тирасполя, после войны стал тренером и спортивным арбитром матчей 2 лиги Украины, так как заниматься спортом сам уже не мог из-за ранения.
Дома родители разговаривали с сыном исключительно на идише. Помимо Романа, в семье подрастали двое детей: сестра Лиза и брат Альберт – он тоже избрал творческую стезю и стал фокусником.
Главными увлечениями мальчика были футбол, море и классическая опера – семья жила рядом с Оперным театром. Он частенько взбирался с друзьями на второй этаж здания и через окно женского туалета попадал на вечерние спектакли. Дворовые товарищи прозвали его «Ромкой-артистом» – за харизму и любовь попаясничать.
«Он всегда был отдельно»
— Ваш отец всю жизнь прожил с одной женой, они отметили золотую свадьбу.
— С женой отцу повезло. Он без нее не мог и шагу ступить. Когда уезжал на гастроли, всегда спешил обратно. Мама ему звонила: «Рома, останься там на пару дней — отдохни, подыши воздухом». Нет, он несся к ней из любой точки планеты… Но вообще выдержать жизнь с таким человеком — за это маме можно дважды Героя Советского Союза давать! Потому что папа очень своеобразный человек, с непростым характером. Она ему все время: «Рома, носочки надень, Рома, покушай, Рома, не волнуйся…» Даже шамаханские царицы так не жили. Рома всегда был центром Вселенной, пупом земли. Да, он зарабатывал. Говорил: «Паша, это просто специальность. Кто-то идет шоферить, кто-то — на завод, а мы идем так же работать».
— Получается, ваш папа не был семьянином?
— Ну почему? Он молчаливо участвовал во всем. Но никогда особо нам не помогал, больше наблюдал. Мне порой не хватало внимания отца. Я гулял-то с ним только раза два, и то лишь в детстве.
Он всегда был отдельно. Даже не знал, где я учусь. Узнал о моей школе первый раз в жизни, когда меня хотели оттуда выгнать за неуспеваемость. Пришел туда по настоянию мамы. Даже не знал, где школа находится. Это было очень смешно: он ходил по коридорам, а за ним — все учителя, шли и показывали. Они вообще забыли обо мне и о том, зачем позвали отца. Папа походил и ушел. И всё на этом.
— В свое время весь Союз вашему отцу рукоплескал…
— Конечно! Он народный! И чувствовал любовь людей. Приезжал в родную Одессу, а когда уезжал, друзья ему полную корзину раков к самолету приносили. И в салоне он всех угощал…
— А вам он в карьере совсем не помогал?
— Нет. Когда я начал играть в театре «Практика», папа ни разу не пришел на мои спектакли. Может, потому, что у нас в спектакле был мат. Папа этого не понимал.
Удивительны его последние слова. Это случилось накануне его комы — папа лежал после инфаркта в тяжелом состоянии. Лежал с закрытыми глазами, вроде бы никак не реагировал. Я его поцеловал. И вдруг он открыл глаза и хрипло сказал: «Чем я тебе могу помочь?» Удивительно: человек на грани, а спрашивает, чем помочь. Это были последние его слова на этом свете. Потом он говорить уже не мог…
Начало творческого пути
После школы Роман устроился учеником наладчика оборудования на швейную фабрику. Там достиг 8 разряда квалификации и зарабатывал неплохие деньги, но театр оставался его страстью. Карцев с увлечением посещал занятия любительского драмкуружка.
На сцене Дома культуры моряков случился его дебют, оказавшийся провальным. Трагический спектакль на военную тему Роман умудрился превратить в фарс. Его герой вызвал смех в зале и гнев режиссера.
С драматическими ролями было покончено, но в 1960 г. юного актера с удовольствием принял студенческий театр миниатюр «Парнас-2». Здесь Роман познакомился с Виктором Ильченко и Михаилом Жванецким. Их творческий и дружеский союз продолжался до конца жизни.
В 1962 г. Аркадий Райкин, отдыхавший в санатории, по приглашению Жванецкого зашел в «Парнас». Там ставилась пьеса авторства Михаила «Я иду по улице», в которой Кац играл сразу три роли, раскрывавшие его талант комедианта. Когда занавес опустился, Райкин пригласил артиста в свой Театр миниатюр.
Так Кац переехал в Ленинград. Здесь он начал выступать под псевдонимом Карцев. В 1963 г. с его подачи и одобрения Райкина в труппу театра влились еще три одессита: Жванецкий и Ильченко, а также Людмила Гвоздикова.
Народный артист России Роман Андреевич Карцев (настоящее имя Роман Аншелевич Кац) родился 20 мая 1939 года в Одессе, в семье настоящих одесситов в нескольких поколениях. Детство и юность отца прошли на знаменитой Молдаванке, бабушка пекла пирожки и торговала ими на Привозе. В семье дедушки и бабушки по отцовской линии воспитывалось 11 детей. Аншель Зельманович Кац увлекался футболом, а ночью, когда все засыпали, слушал «Голос Америки».
Роман в детстве. Родители Романа.
Мама родилась и выросла в культурной семье. Сура-Лея Рувиновна Фуксман прекрасно говорила, была образованной женщиной, работала начальником ОТК, а затем парторгом на швейной фабрике. Из-за разности взглядов между родителями часто кипели нешуточные страсти. В семье, помимо Романа, подрастал еще сын Алик и дочь Лиза. Брат Романа пошел по цирковой стезе и стал фокусником, а сестра получила образование библиотекаря. Позднее оба иммигрировали в США.
Во время войны отец Романа служил в авиации – занимался обслуживанием самолетов, три раза получал ранения, но дошел до Берлина. Роман с матерью в это время были в Омске, куда их эвакуировали. После победы заниматься любимым футболом отец не мог, поэтому стал арбитром матчей. Но Роман пошел не в папу – у мальчика с детства была страсть к сценическим выступлениям. Юноша обожал выступать на эстраде, занимался в драмкружке. Местные блатные часто приходили смотреть на выступления Ромы. Еще в школе Карцев выступал в самодеятельности, за ним закрепилось прозвище «Артист». Местные блатные часто приходили смотреть на выступления Ромы.
В школе у Карцева была тяга к иностранным языкам. В 10 классе юноша в совершенстве владел французским (одессита в нем не выдавало даже произношение), с легкостью играл спектакли на французском языке. Поведение в школе страдало: Роман часто гримасничал на уроках, пародировал преподавателей, но аттестат все же получил.
В 1956 году он окончил школу и устроился работать на швейную фабрику «Молодая гвардия» учеником наладчика швейных машин. Затем работал заготовщиком на модельно-обувной фабрике, наладчиком швейных машин на фабрике «Авангард». Но сцена влекла. Участвовал в трех самодеятельных коллективах, выступал на фабричных вечерах.
Театральная биография Романа Карцева началась в 1960 году в Одессе. В 1960 году поступил в самодеятельный студенческий театр «Парнас-2», который располагался на базе Одесского института инженеров морского флота. Там Роман получил первую роль — худенький юркий юноша перевоплотился на сцене в трамвайного вора. В «Парнасе-2» познакомился с будущим партнером Виктором Ильченко и сатириком Михаилом Жванецким.
Несколько раз Карцев пытался поступить в Московское цирковое училище, но его не брали из-за национальности. Вскоре в «Парнасе-2» началась постановка спектакля по пьесе Михаила Жванецкого «Я иду по улице», где Роману поручили сразу три роли, в которых впервые проявился талант юмориста.
В 1962 году в спектакле «Я иду по улице» Карцева увидел Аркадий Райкин и пригласил в Ленинградский театр миниатюр, которым в то время руководил.
В 1962-1970 годах Роман Карцев работал в Ленинградском театре миниатюр.
В 1961 году Карцев уехал из Одессы в Ленинград и устроился в Театр миниатюр Аркадия Райкина. Маэстро сразу предложил начинающему артисту взять псевдоним, так как фамилия Кац была, по его мнению, незапоминающейся. Здесь Роман стал выступать в дуэте с Виктором Ильченко. С тех пор дуэт, Роман Карцев и Виктор Ильченко, 30 лет был неразлучен на сцене. Виктор тоже прибыл в Ленинград из Одессы, где до артистической карьеры работал начальником отдела испытаний новой техники в пароходстве.
Через три года в Северную столицу переехал и Михаил Жванецкий, который тоже без особых переживаний оставил основное место работы на тот период – должность сменного механика в порту Одессы.
Роман Карцев, Михаил Жванецкий и Виктор Ильченко
Свою первую роль в театре Карцев получил в спектакле «Избранные миниатюры». В постановке «Волшебники живут рядом» он играл вместе с Виктором Ильченко.
Исполнив миниатюру Михаила Жванецкого «Авас», всегда принимавшийся зрителями «на ура», Карцев и Ильченко стали исполнять другие сочинения Жванецкого. Со своим репертуаром артисты начали выступать на концертах и театральных вечерах. В 1969 году Карцев вместе с Виктором Ильченко стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В Театре миниатюр Райкина Карцев с небольшим перерывом работал до 1969 года, а затем вернулся в родную Одессу. Ильченко и Жванецкий вернулись в родной город вместе с коллегой. Здесь артисты начали работать над созданием собственного театра.
В 1970 году Роман Карцев совместно с Михаилом Жванецким и Виктором Ильченко организовал Одесский театр миниатюр. Был выпущен спектакль-концерт «Как пройти на Дерибасовскую?..», в который вошли номера «Авас», «Экзамен», «Дедушка», «Города», «Полотенце», написанные Жванецким. Позже артисты исполняли такие миниатюры, как «Теория относительности», «Обед», «Писатель-фантаст», «Настроение», «Свадьба на 170 человек», «Портрет».
Режиссер Евгений Ланской поставил для Карцева и Ильченко музыкальный спектакль «Встретились — разбежались». Для Карцева Ланской поставил моноспектакль «Шут гороховый» по произведениям Антона Чехова, Михаила Зощенко, Шолом-Алейхема, Михаила Жванецкого, артист играл его в одесском ТЮЗе.
Тройка юмористов уже успела громко заявить о себе. Роман Карцев и Виктор Ильченко выступали с эстрадными миниатюрами, которые зрители воспринимали с восторгом.
В 1972 году Роман Карцев заочно окончил актерский факультет ГИТИС (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).
В 1979 году Карцев и Ильченко переехали в Москву и стали работать в Московском театре миниатюр (ныне Московский театр «Эрмитаж»).
Карцев играл в спектаклях Михаила Левитина «Когда мы отдыхали» по Жванецкому, «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» по Даниилу Хармсу, «Чехонте в «Эрмитаже» по произведениям Антона Чехова.
Помимо работы в театре Роман Карцев и Виктор Ильченко много ездили по стране, с шефскими концертами побывали на Байкало-Амурской магистрали, Дальнем Востоке, Камчатке.
Концерты Карцев и Ильченко записывали на студии звукозаписи «Мелодия». Особенно зрителям запомнились номера «Авас», «Раки», «Воскресный день». Диалоги Карцева-Ильченко попадают в юмористическую телепрограмму «Вокруг смеха».
В 1987 году Театр миниатюр возглавил друг Михаил Жванецкий. Карцев вместе с Ильченко играл в спектаклях «Птичий полет», «Полночное кабаре» и др.
В 1992 году не стало Виктора Ильченко – с этого времени Роман Карцев выступает с моноспектаклями. Памяти Виктора Ильченко Роман Карцев посвятил моноспектакль «Моя Одесса», который поставил Марк Розовский в Московском театре «Эрмитаж».
В репертуаре Романа – монологи Михаила Жванецкого, Антона Чехова, Михаила Зощенко и других авторов.
К своему 60-летнему юбилею Роман Карцев подготовил моноспектакль «Престарелый сорванец» по произведениям Жванецкого разных лет.
В Московском театре «Школа современной пьесы» Карцев играл в спектакле Семена Альтова «Зал ожидания».
Роман Карцев, как любой артист, мечтал сниматься в кино. Чтобы стать профессиональным актером, поступил во ВГИК и успешно окончил вуз в 1972 году.
«Операция «Герцог»» (1971)
Первую роль артист эстрады сыграл в фильме «Операция «Герцог». В комедийной короткометражке 1971 года выпуска Карцеву досталась главная роль агента на задании.
Роман Карцев в фильме «Волшебный голос Джельсомино»
В кино Роман Карцев сыграл ряд запоминающихся ролей. Далее последовали работы в приключенческом детском фильме «Волны Черного моря», комедии «Трудный день – понедельник». Впервые на экране он появился вместе с Виктором Ильченко в детском телефильме «Волшебный голос Джельсомино» (1977). В 1979 году в комедии «Дюма на Кавказе» артист перевоплотился в персонажа XIX столетия, француза Лефера. С успехом исполнив роль Швондера в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце» (1988), Карцев приобрел авторитет и среди кинорежиссеров.
В телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце»
Во второй половине 80-х годов последовал ряд значимых ролей в фильмографии Романа Карцева. Это герой дядя Яша в военной драме Романа Виктюка «Долгая память» о подвиге пионера-героя. С успехом исполнив роль председателя домкома Швондер в экранизации Владимира Бортко «Собачье сердце», Карцев приобрел авторитет и среди кинорежиссеров. Есть в репертуаре артиста и главные роли – в комедии «Биндюжник и король» юморист сыграл жениха Двойры (Татьяна Васильева). Сам артист считает роль портного Боярского в телефильме Владимира Аленикова «Биндюжник и король» лучшей своей ролью в кино.
В 1991 году Эльдар Рязанов позвал Карцева в проект «Небеса обетованные», где поручил сатирику роль скромного еврея Соломона. В 2000-м сотрудничество артиста и режиссера повторилось в комедии «Старые клячи». Партнерами Карцева по съемочной площадке стали Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Светлана Крючкова, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили.
В 2005 году Роман Карцев участвовал в экранизации «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко — роль Максимилиана Поплавского. Через три года Карцев вошел в основной актерский состав комедийной мелодрамы «Улыбке Бога, или Чисто одесской истории» (2008) Владимира Аленикова. В 2010 году артист сыграл одесского таксиста в картине Станислава Говорухина «В стиле jazz».
Роман Карцев слыл влюбчивым парнем. Юноша встречал девушку и сразу же предлагал ей жениться. Это был мужчиной с юмором, спортивного телосложения и с густой шевелюрой. С будущей женой Викторией Павловной Кассинской актер познакомился в Одессе. Произошло это в период первого ухода Романа Карцева из театра Аркадия Райкина. Вернувшись в Одессу, Карцев стал артистом симфоджаза, где и повстречался с будущей супругой. Ему тогда было 27 лет, ей – 17. Вика работала в кордебалете, юморист заметил девушку сразу же. Но ждал, пока невеста станет совершеннолетней, а затем сразу сделал предложение.
Роман Карцев и Виктория Кассинская в день свадьбы
Виктория была дочерью полковника, на 10 сантиметров выше Карцева. Артист смеялся, что на свадебных фото молодожены смотрелись забавно, но Роману это нравилось. Ни его, ни ее родители не одобрили выбор, однако влюбленные отстояли право на счастье. Поженились молодые в 1970 году в Ленинграде, в ЗАГС приехали на поливальной машине – опаздывали. Вскоре в семье родилась дочь Елена (1971 года рождения), затем сын Павел (1976 года рождения). У дочери Елены Кассинской, которая выбрала профессию фармацевта, двое детей – Ника и Леонид, а сын Павел пошел по стопам отца и стал актером. Роман Карцев признавался, что всегда был ближе с дочерью, в то время как сын больше тянулся к матери.
Роман Карцев с семьей
Роман и Виктория много лет прожили в Москве, но артист говорил, что в душе так и остался одесситом. К 70-летнему юбилею власти Одессы подарили Карцеву квартиру на Французском бульваре. Когда артист бывал в родном городе, обязательно гулял по дворам, в которых прошло детство, и заглядывал на колоритный Привоз, чтобы услышать настоящую одесскую речь.
Карцев — автор книг «Малой, Сухой и Писатель» (2001) и «Приснился мне Чаплин…» (2011).
Народный артист России (2000). В 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев наградил артиста орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Является почетным гражданином города Одессы.
В последние годы артист перенес ряд операций на сердце, поэтому последние годы находился на заслуженном отдыхе. При этом Роман Андреевич всегда участвовал в телепередачах, куда его приглашали, и охотно давал интервью. В 2021 году юморист отмечал свой день рождения в студии телешоу Первого канала «Сегодня вечером».
2 октября 2021 года Роман Карцев скончался. Народному артисту РФ было 79 лет.
Образование
Пять раз пробовал Роман получить профильное образование, но неизменно проваливал экзамены. Он читал монологи Жванецкого, которые приемная комиссия воспринимала скептически. Попытка поступить в столичное цирковое училище тоже обернулась неудачей.
Наконец в 1962 г. Райкин лично написал сопроводительное письмо в ГИТИС. Игнорировать ходатайство народного кумира было невозможно. Карцев стал студентом-заочником актерского факультета и окончил вуз в 1966 г.
До 33 лет весил 47 кг
Свадьбу Роман и Вика играли в Ленинграде. Расписываться в загс приехали на поливальной машине. Опаздывали на роспись, голосовали на дороге, а машины проезжали мимо. Смогли тормознуть только поливалку за три рубля.
«Свадьбу нашу никто всерьез не воспринимал, — признавался Карцев. — Друзья отговаривали жениться на Вике, Мишка (Жванецкий) больше всех. Не знаю, чего им было надо. А она оказалась очень хорошая. Не все, конечно, мои надежды оправдала, но основные точно. Чудесная хозяйка, меня понимает во всем, детьми занимается, внуками, собаками и рыбу фаршированную делает точно так же, как моя мама, которая ее научила…»
При этом Карцев не был обжорой: «До 33 лет я весил 47 кг. Когда женился, жена меня на руках носила — такой я был легкий. Одежду в «Детском мире» покупал — там все стоило дешевле в два раза».
Расставание с Райкиным и первый успех
Характер у Карцева был взрывной. Однажды он запальчиво возразил Райкину, что лучше разбирается в юморе и написал заявление об уходе. Потом сожалел, но обратной дороги не было. В 1967 г. он вернулся в Одессу вместе с неразлучными друзьями и устроился конферансье в джазовый оркестр.
Это был «откат» карьеры, но именно в этот период случилась встреча с будущей женой и первая знаковая победа. Его совместный с Ильченко номер (а Жванецкий написал для них текст) стал лауреатом конкурса артистов эстрады, а это был уже успех всесоюзного масштаба.
Увлечения
Страсть к футболу передалась Роману от отца. Поэтому появившееся свободное время, он старается всячески разнообразить, проводя его с пользой и в условиях активного, двигательного отдыха. Главным предпочтением для него по-прежнему остается юмор, который никогда не оставляет без внимания народного артиста России.
Рассказывая о своих студенческих годах, Роман Карцев с удовольствием вспоминает те бесценные моменты, когда преподавателям даже приходилось выгонять его с занятий, по причине безудержного и смехотворного отношения к различным научным дисциплинам.
Переезд в Москву
Выступления Ильченко и Карцева в жанре эстрадной репризы были блистательными. В зале всегда стоял гомерический хохот. Дуэт, исполнявший миниатюры, написанные Жванецким стремительно набирал популярность. Гастроли по стране, приглашения на все значимые концерты ТВ, выпуск их миниатюр отдельными пластинками и любовь зрителей стали неизменными спутниками артистов. Юмористические диалоги «Раки» и «Авас» записывались на магнитофонную пленку и разбирались на цитаты.
В 1979 г. артисты переехали в Москву по приглашению Михаила Левитина, ставшего режиссером Театра миниатюр. На его сцене начинал когда-то карьеру Марк Захаров. Коллегами Карцева были Любовь Полищук и Михаил Кокшенов, Анатолий Горячев и Юрий Беляев. Роман был задействован в спектаклях «Когда мы отдыхали», «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», «Полночное кабаре», «Птичий полёт», «Избранные миниатюры».
Когда в 1992 году Ильченко ушел из жизни, Карцев отказался использовать их общий материал. С тех пор он ставил лишь моноспектакли, в том числе посвященную памяти его бывшего друга и коллеги постановку «Моя Одесса».
Карьера в кино
Карцев не сыграл ни одной главной роли, но был непревзойденным мастером эпизода. Его фильмография не слишком обширна – 16 ролей. В 1988 г. он снялся у Владимира Бортко в «Собачьем сердце». Председатель домкома Швондер, вступивший в конфронтацию с героем Евгения Евстигнеева, запомнился зрителям. Карцев играл борца за идеалы революции, но его персонаж вызывал неизменную улыбку.
В 2005 г. Бортко вновь пригласил актера в экранизацию Булгакова – в сериал «Мастер и Маргарита». Дядюшка Берлиоза из Киева, приехавший за вожделенными метрами московской жилплощади, был изображен с присущим актеру тонким юмором. Он запомнился не меньше, чем герои Сергея Безрукова, Олега Басилашвили или Анны Ковальчук.
Эльдар Рязанов тоже не смог проигнорировать комедийный талант Романа. В 3 фильмах снялся Карцев у легендарного режиссера. Особенно трогательным был скрипач Соломон из «Небес обетованных» (1991 г.), смиренно принимающий обиды от героя Вячеслава Невинного и отдающий единственный костюм Президенту, сыгранному Валентином Гафтом. Театральный администратор из «Старых кляч» (2000 г.), нежно влюбленный в персонаж Светланы Крючковой, также получился грустно-смешным.
В 2010 г. Карцев исполнил своей последний эпизод в кино. Он сыграл колоритного таксиста, подвозившего Веру (Елену Яковлеву) в фильме «… в стиле JAZZ» Станислава Говорухина.
Подустал от работы
— Последние годы он чем занимался?
— Корпоративами. Редко были у него концерты. В основном сидел дома. Может, подустал от работы. 50 лет эстраде отдал. Я спрашивал: «Папа, а где концерты?» Он отвечал: «Паш, никому это уже на хрен не надо».
Ездил и в Америку. У него всегда было много друзей. Ему, как говорится, не давали не работать.
А так папа всегда ходил по дому с текстом. Повторял. Представляете, у него 900 вещей в уме только Жванецкого, не говоря о других авторах. Когда я с ним одно время на сцене работал, случались моменты, когда он начинал путать тексты. Но не потому, что текст не знает, а просто мысль заходила дальше разговора. Я ему в антракте: «Папа! Мы играем другое!» Но его было уже не остановить. Приходилось ему подыгрывать, благо я знал все его монологи. Удивлялся — у него любой текст складывался, как в картах. Главное, что зрители этого не замечали. Он ведь сознательно от «Раков» отказался. Считал, что не должен одно и то же говорить. Каждый раз новая программа.
— А с деньгами проблем не было?
— В этом плане все хорошо. Работы было мало — это да. Ему предлагали и в театры, и в антрепризы. Начал как-то репетировать спектакль с Лией Ахеджаковой и Таней Васильевой. И… сбежал! Пришел домой: «Я с этими бабами работать не могу. Они просто несутся. Они сумасшедшие». Он привык все вдумчиво, не спеша.
Я однажды папе сказал: мол, жаль, что никогда с тобой в кино не снимался. Хотя нет, мы были однажды с ним в кадре — мой коллега снимал про студенческие будни ВГИКа. И он мне потом жаловался: «Твоего отца снимать совершенно невозможно». Был крошечный эпизод. Папа в кадре выходил и мне ведро мусорное выдавал. И режиссер сетовал: «Ну все, кино рушится: теперь всем будет интересна только история ведра!»
Личная жизнь Романа Карцева
С 1970 года и до конца жизни Роман Карцев был женат Виктории Кассинской. Его избранница, младше артиста на 10 лет и выше на 10 сантиметров, работала в кордебалете; они познакомились на выступлении симфонического джазового оркестра в Одессе. «Я доволен, что она выдержала столько лет со мной. Сложный я тип. Ревнивый», – вспоминал Карцев.
Дочь Елена (1971 г.р.) не выбрала актерское поприще – она работает фармацевтом. А вот сын, Павел Кассинский (1976 г.р.), специально не взял фамилию известного отца, так как хотел стать актером, но опасался косых взглядов и обвинений в «блате». Зрители могут знает его как исполнителя жуликоватых, пьющих героев, подобных Альберту из сериала «СашаТаня». У Павла двое детей.
Последние месяцы
Роман Карцев перенес несколько операций, в связи с проблемами в работе сердечно-сосудистой системы (одна из них сделана в 2014 г. в Израиле). В последние годы уже активно не выступал, много отдыхал, так как здоровье сильно пошатнулось.
Тем не менее его часто приглашали на интервью, и даже в 2021 г. в студии телешоу Первого канала «Сегодня вечером» Роман Аншелвич отпраздновал день рождения.
Всеми любимый народный артист умер осенью, 2 октября 2021 года. Новость поклонникам его таланта сообщила Н. Жванецкая на странице Фейсбука.










































